Страхование экологических рисков начало развиваться в 60-х гг. XX века с введения специальных норм экологической ответственности в законодательных актах различных стран, а также в международных нормах.
В практике развитых стран страхование в сфере природопользования возмещает убытки, наносимые окружающей среде и «третьим лицам», за счет средств самих участников рынка, а не госбюджета. Это дает возможность государству направлять больше денег на превентивные мероприятия, более четко и эффективно проводить восстановительные работы.
Становление данного вида страхования в странах ЕС и в США происходило примерно в одно и то же время: в 60-70-е гг. в США были приняты многочисленные законодательные акты в области охраны окружающей среды, защиты потребителей, контроля за продукцией и условиями труда на производстве, одновременно в 1960 г. в «Законе о защите водных ресурсов ФРГ» (нем. Wasserschutzgesetz) впервые появилась статья об обязательном возмещении ущерба за изменение химических, физических и биологических свойств воды.
Ожидается, что Западная Европа будет лидировать по объему расходов на природоохранные мероприятия. Там достаточно развита индустрия экологического страхования, чему способствовали создание соответствующей законодательной базы, эффективной системы судебного преследования за экологические правонарушения и формирование развитого общественного экологического сознания.
В настоящее время во многих европейских странах наблюдается тенденция к исключению страхования экологических рисков из договоров страхования общей ответственности и переходу к страхованию всех рисков, связанных с загрязнением окружающей среды, только в рамках договоров экологического страхования. К примеру, в Германии предприятие, не застраховавшее экологический риск, не сможет нормально работать, так как с ним не будут сотрудничать его деловые партнеры.
В странах Европейского Союза страхователи экологических рисков подчиняются требованиям правовых норм своего государства, однако европейское законодательство в области охраны окружающей среды было приведено к единым принципам и условиям.
В качестве страхователей могут выступать промышленные, торговые, сельскохозяйственные предприятия, эксплуатирующие опасные объекты, а также предприятия, ведущие деятельность в сфере охраны окружающей среды (например, по очистке территорий) и органы власти.
В соответствии с ключевыми принципами экологической политики ЕС и в целях создания единого правового пространства экологического законодательства в 2000 г. Комиссией Европейских сообществ была принята рамочная Директива - Белая книга экологической ответственности, призванная стандартизировать законодательство об экологической ответственности в странах - участницах ЕС. В основу Белой книги заложены основные экологические принципы, ключевым из которых выступает принцип «загрязнитель платит», основанный на строгой ответственности виновника загрязнения за причиненный ущерб. Ущерб рассматривается в двух направлениях: ущерб имуществу и здоровью третьих лиц и ущерб, нанесенный природной среде.
В апреле 2004 г. была принята нынешняя Директива Европейского Союза об ответственности за загрязнение окружающей среды и о мерах предотвращения и компенсации причиненного ущерба. До принятия Директивы страны, входящие в состав ЕС, самостоятельно регулировали отношения по страхованию экологической ответственности. Например, во Франции была разработана достаточно эффективная система охраны окружающей среды, а расходы на экологические нужды являются статьей государственного бюджета страны. Кроме того, национальные режимы многих европейских государств не регулировали ответственность за вред, наносимый окружающей природной среде, а ограничивались только отношениями ответственности за причинение ущерба гражданам и имуществу. Основные идеи, заложенные в Белой книге, были реализованы в Директиве; в частности, согласно Директиве все страны-участницы ЕС были обязаны привести национальное законодательство в соответствие с предъявляемыми требованиями к 2007 г., а к 2010 г. – разработать систему финансовых гарантий при осуществлении определенных «опасных» видов деятельности. При этом, Директива не ограничивает действий государств-участников, а координирует их действия в части охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также закрепляет общие основы и принципы экологической политики стран ЕС. Его ключевым тезисом является предотвращение потенциального ущерба с помощью системы превентивных мероприятий.
Еще по теме:
Выводы
Анализ финансового состояния кредитной организации является важнейшим источником информации, как для руководящего аппарата организации, так и для внешних пользователей. Главной целью анализа финансового состояния является выявление реального финансового положения кредитной организации, изучение при ...
Виды договоров страхования
По договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы: 1. Риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества. 2. Риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а ...
Основные этапы
становления банковской системы Республики Казахстан
Процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов: На первом этапе (1988–1991 гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки; Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Ка ...