Развитие корпоративных отношений в Украине становится все более актуальным вопросом реформирования экономики. Это связано с тем, что большинство акционерных товариществ в Украине пока не выполняет свою главную роль привлечения как внутреннего, так и внешнего капитала для своего развития. К тому же большое число акционеров не может реализовать свои права в полном объеме, свидетельством чему — большое количество корпоративных конфликтов в крупных украинских компаниях.
Разработанный правительством законопроект «Об акционерных обществах», который уже несколько лет обсуждается в различных деловых кругах, отложен парламентом на неопределенный срок. В феврале 2002 года премьер-министр Украины Анатолий Кинах отдал распоряжение изучить и принять во внимание просьбу руководителей 23 крупных акционерных обществ о приостановлении рассмотрения в парламенте правительственного законопроекта «Об акционерных обществах» (существует несколько альтернативных законопроектов, подготовленных народными депутатами). Законопроект должен пройти еще дополнительное обсуждение всех заинтересованных сторон. Вместе с тем сами разработчики законопроекта заявляют, что действующий Закон «О хозяйственных обществах» уже не в состоянии полностью обеспечивать регулирование акционерных отношений. Подтверждением этого является постоянный рост корпоративных конфликтов в Украине. К тому же с января следующего года вступят в силу Хозяйственный и Гражданский кодексы, в соответствии с которыми и должно разрабатываться специальное законодательство, регулирующее корпоративные отношения. По мнению большинства отечественных и зарубежных экспертов, правительственный законопроект полностью согласован с основными положениями новых кодексов.
Итак, проект закона "Об акционерных обществах", направленный в Верховную Раду около года назад, так и не принят. Такова же судьба проекта закона "Об управлении объектами государственной собственности". Президент вынужден отправить на доработку как не соответствующие в ряде моментов Конституции и противоречащие друг другу Гражданский и Хозяйственный кодексы, где заложены базовые положения корпоративных отношений.
Принятие Закона Украины "О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине" оказало положительное воздействие на развитие фондового рынка, ибо заполнило многие бреши в законодательстве, способствуя тем самым формированию современных цивилизованных механизмов его развития и регулирования.
Вместе с тем, как мне представляется, пути решения многих насущных проблем украинского рынка ценных бумаг, с принятием этого Закона не только не прояснились, но, скорее, стали еще более туманными. Так произошло потому, что, несмотря на то, что модель развития украинского фондового рынка определена в соответствующих нормативных актах, реалистичность этой модели вызывает ряд сомнений, которыми хотелось бы поделиться.
Прежде всего, следует отметить общий недостаток всех официальных документов - Законов, нормативных актов ГКЦБФР и т.п., состоящий в том, что они не в полной мере учитывают переходный характер украинской экономики. А переходность социально-экономических процессов - вещь весьма коварная. Коварство ее состоит в том, что в переходных экономических системах действуют совсем иные механизмы упорядочения общественной жизни, чем в развитых, и поэтому механическое перенесение на неподготовленную почву схем, моделей и прочих атрибутов, хорошо "работающих" в нормальной экономике, в наших условиях совсем не обязательно приведет к аналогичным результатам. Более того, нередко результаты такого переноса "работают" с точностью до наоборот. И фондовый рынок не является исключением.
Вся проблематика корпоративного управления в Украине сегодня связана, в первую очередь, с несформированностью структуры собственности. Именно это приводит к ущемлению прав акционеров — физических, юридических лиц и государства в роли акционера. Основной причиной активного использования в отечественной практике различных приемов, позволяющих ущемлять права тех или иных акционеров, является отставание прежде всего законодательной базы. Но законодатели так до конца и не определились, какие новые правовые нормы в данное время нужно вводить в сферу корпоративного управления, что и сдерживает ее развитие.
Наглядным отражением «совершенства» законодательства может служить ситуация, сложившаяся сегодня между государством и частными акционерами:
По Вашему мнению, как можно охарактеризовать общее положение дел в сфере взаимоотношений между государством и частными акционерами в АО?
% | |
Государственные и частные акционеры во всех случаях нормально сотрудничают |
0 |
В целом ситуация стабильная, но иногда случаются конфликты |
22,5 |
Конфликты между акционерами случаются довольно часто |
47,5 |
Конфликты между собственниками являются обычной практикой |
30 |
Еще по теме:
Правила определения стоимости активов «Русс-Инвест
– Привилегированные акции» и условия приобретения-погашения паев
Правила определения стоимости активов и величины обязательств, подлежащих исполнению за счет активов интервального паевого инвестиционного фонда акций «РУСС-ИНВЕСТ – Привилегированные акции»: При определении оценочной стоимости ценных бумаг, входящих в состав имущества Интервального паевого инвести ...
Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг
Участники рынка ценных бумаг подразделяются на три большие группы: 1) основные, или непрофессиональные, участники, к которым относятся: − эмитенты - это лица, выпускающие ценные бумаги и несущие обязательства по ним, прежде всего, по выплате процентного дохода; − инвесторы - это лица, к ...
Роль социального страхования в жизнедеятельности человека
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному, потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с ...