- уклонением заемщика от налогов, которое ведет к искажению финансовой отчетности;
- наличием узкого круга пайщиков (акционеров), что часто ведет к повышенной секретности;
- использованием различных финансовых стандартов (стандарты оценки, бухгалтерские стандарты и др.) на различных рынках;
- ограниченностью присутствия рейтинговых агентств на многих рынках.
В связи с вышесказанным кредитные инспекторы должны быть особенно осторожны и внимательны в процессе сбора и проверке информации. Наилучшим источником независимой информации являются другие банки (обмен информацией с целью оценки их опыта работы с заемщиком), торговые партнеры заемщика (получение информации от поставщиков заемщика с целью оценки их опыта работы с заемщиком) и отчеты рейтинговых агентств (отчеты международных признанных рейтинговых агентств в целом являются наилучшим источником независимой оценки).
Получение и оценка неколичественной информации - это в одинаковой мере и искусство, и наука. Аналитик (обычно кредитный инспектор) должен составить многогранное представление о клиенте на основании информации, полученной от самой компании, из прочих внешних источников и уже имеющейся в банке, что приведено в табл. 3.2.
Таблица 3.2 Источники информации
Обычно погашение кредита предполагается за счет потоков денежных средств, генерируемых проектом, под который предоставлен кредит, или основной деятельностью заемщика. Кредитный инспектор должен изучить как финансовые, так и нефинансовые характеристики заемщика, с тем чтобы определить его финансовое положение (и соответственно ожидаемые потоки денежных средств) и выявить риски, которые могут оказать влияние на данные характеристики. Кредитный инспектор должен рассмотреть [23, с.248-249]:
- качество управления;
- состояние отрасли;
- позицию клиента в отрасли;
- финансовое положение клиента.
Качество управления является наиболее важной и сложной характеристикой для анализа. Некачественное или сомнительное управление существенно снижает кредитоспособность заемщика, при этом оценить качество управления довольно сложно. Кредитный инспектор должен дать оценку критериям, часто являющимся субъективными. В связи с этим каждый элемент качества управления должен быть проанализирован в отдельности с учетом всей имеющейся информации,которая представлена в табл. 3.3. С течением времени кредитные инспекторы расширят методы проверки каждого элемента.
Таблица 3.3 Методы проверки
Каждый элемент может быть проверен путем собеседований:
- с сотрудниками фирмы (финансовый директор, директор по производству, начальник отдела кадров и др.);
- с компетентными источниками вне фирмы (поставщики, прочие банки, клиенты заемщика и др.).
Состояние отрасли. Для правильной оценки рисков, с которыми сталкивается клиент, кредитный инспектор должен хорошо представлять себе условия, в которых работает заемщик. Даже сильная компания может испытывать значительные спады в проблемной отрасли. Для того чтобы интерпретировать данные по отрасли, кредитному инспектору следует изучить:
1. характеристики (атрибуты) отрасли, которые определяют условия деятельности.
2. структуру отрасли, являющуюся результатом характеристик отрасли.
3. ключевые факторы успеха (качественные показатели или действия, которые определяют успех компании в отрасли с учетом характеристик и структуры отрасли).
Кредитный инспектор выявляет основные характеристики отрасли, которые представлены в табл. 3.4.
Таблица 3.4 Основные характеристики отрасли
Кредитный инспектор описывает структуру отрасли, являющуюся результатом ее характеристик, что показано в табл. 3.5.
Таблица 3.5 Структура отрасли
На основе характеристик и структуры отрасли кредитный инспектор приходит к выводу о том, какие характеристики, действия и отношение требуются для достижения успеха в данной отрасли.
Еще по теме:
Анализ современного положения на ФР в Украине и Крыму
Сегодня украинский фондовый рынок насчитывает более 36 тыс. АО, из них более 12,5 тыс. открытых. (Для Крыма эти данные составляют соответственно более 1150 АО, из них более 500 открытых). Много или мало — это можно сказать, возвратившись к идее ваучерной приватизации, проходившей через создание акц ...
Платежный процесс, его участники и клиринговые системы
Платежный процесс и клиринговые системы В общем виде схема осуществления денежных переводов выглядит следующим образом. Клиент дает поручение банку перевести средства на счет своего партнера в другом банке. Банк с помощью платежного поручения инструктирует своего корреспондента направить средства в ...
Тенденции в развитии банковских услуг
Повышение реальных денежных доходов населения и восстановление доверия к ОАО КБ «Спутник» в последнее время привели к интенсивному развитию рынка предоставляемых банковских услуг. Стратегическая программа банка предусматривает активную работу с частными лицами. Учитывая высокий спрос на услуги банк ...