Предполагается, что первичные формы страхования встречались за 2 тысячелетия до нашей эры, в частности в законах вавилонского царя Хаммурапи, которые предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы вместе нести убытки, постигшие кого-либо из них в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи и т.д. [3].
В докапиталистических обществах основной формой страхования была страховая коллективная взаимопомощь, которая обеспечивалась взаимными обязательствами [5]. Появляются первые подобия страховых организаций, в которых участвуют отдельные владельцы имущества. Эти образования строились на базе взаимного страхования имущества отдельными группами купцов или судовладельцев. При отправке сухопутного торгового каравана или при морской перевозке, совместном строительстве или производстве люди договаривались о том, что в случае гибели или повреждения имущества одного из участников этого совместного предприятия его ущерб раскладывается между всеми участниками пропорционально. Это был принцип взаимного страхования [3, 4, 6].
Необходимо заметить, что при взаимном страховании участники таких содружеств не ставили своей целью получения прибыли из данного рода деятельности. Они заботились только об уменьшении ущерба, который может быть нанесен им. Подобная система прижилась и действует до сих пор в области морского страхования.
Следующая форма страхования именовалась как гильдийско-цеховая – этап становления страхового дела, т.к. страхование в этот период осуществлялось в рамках гильдий. Наиболее распространенным видом гильдии был союз купцов. Каждый из таких союзов сохранял коммерческую самостоятельность. Купцы объединялись в гильдии для солидарной защиты и поддержки в пути и на рынке, для устранения конкурентов, проведения ценовой политики.
Существовали профессиональные объединения крестьян, ремесленников и даже воров и бандитов. Если на первых этапах своего существования гильдии были временными объединениями, то в средние века они становятся в основном постоянными организациями. Некоторые гильдии стали выплачивать своим членам пособия при потере зрения, заболевании проказой и других болезнях. Главной функцией гильдии оставалась взаимопомощь в чрезвычайных обстоятельствах, иначе говоря, функция страхования [5].
С ростом городов и возникновением крупных населенных пунктов возрастала опасность гибели или повреждения имущества от пожаров и других стихийных бедствий, и вполне понятно стремление людей к объединению для совместных действий по предотвращению опасности. Ликвидации ее последствий, в том числе и экономическими мерами. Так, в 1310 г. в г. Брюгге (Германия) была учреждена "Страховая палата", которая проводила операции по защите имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий. Можно сделать вывод, что в Западной Европе страхование уже разделилось на личное (на случай болезни, смерти) и имущественное (возмещение ущерба от стихийных бедствий, пожара, недобросовестной конкуренции и др.) [6].
Заканчивая рассмотрение докапиталистических типов страхования, необходимо отметить, что, несмотря на определенные особенности, присущие страхованию в различных социально-экономических условиях и регионах мира, общим является то, что оно было взаимным, то есть члены того или иного коллектива страховали сами себя и не ставили цели получение прибыли [3, 4, 6].
Еще по теме:
Основные этапы развития страхования в условиях рыночных отношений
В условиях капиталистического способа производства страхование приобретает коммерческий характер, его целью становится получение прибыли. История развития страховых отношений в это время может быть разделена на три этапа: 1 этап начинается в середине XIV века и продолжается до конца XVII столетия, ...
Банк России
Уставный капитал и имущество БР являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и созд ...
Цели и задачи внутреннего контроля
Система внутреннего контроля является инструментом реализации стратегических планов развития банковского контроля над текущим состоянием кредитной организации и выступает одним из основных элементов банковского менеджмента. Система внутреннего контроля - это совокупность системы органов и направлен ...