Содержание анализа и оценки финансового состояния банка

Банковское дело » Система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности кредитных организаций » Содержание анализа и оценки финансового состояния банка

Страница 1

Финансовый анализ как практика, как вид управленческой деятельности предшествует принятию решений по финансовым вопросам, являясь этапом, операцией и условием их принятия (информационно-аналитическим обеспечением), а затем обобщает и оценивает результаты решений на основе итоговой информации.

Финансовый анализ как наука изучает финансовые отношения, выраженные в категориях финансов и финансовых показателях. При этом его роль в управлении коммерческим банком состоит в том, что он является самостоятельной функцией управления, инструментом финансового управления и методом его оценки. Для более точного отражения сути анализа необходим несколько иной подход к понятию анализа финансового состояния Под надежностью (финансовой устойчивостью) банка следует понимать такое качественное состояние банка, при котором он будет нормально продолжать работу в обозримом (анализируемом) будущем, исполняя обязательства перед всеми своими контрагентами. Преимуществом данного определения является то, что в нем заметна прежде всего задача дистанционного анализа, которая состоит как раз в том, чтобы дать максимально точное вероятностное суждение о финансовой устойчивости данной кредитной организации в будущем. Именно на максимизацию точности вышеуказанного вероятностного суждения должна быть направлена методика анализа финансового состояния банка, методологические подходы к построению которой будут рассмотрены во второй главе.

Важнейшей классификацией видов финансового анализа выступает деление анализа на внутренний и внешний. Основным отличительным признаком здесь выступает субъект анализа. Внутренний анализ осуществляется инсайдерами (собственными сотрудниками) банка, в то время как субъектами внешнего (дистанционного) анализа выступают аутсайдеры банка, такие как органы надзора (Банк России), банки-контрагенты на рынке, потенциальные клиенты. Отличаясь по субъектному составу, дистанционный анализ соответственно отличается по используемой для анализа информации (информационной базе). Если внутренний анализ оперирует всей полнотой информации о деятельности банка, то внешнему аналитику зачастую доступны только самые распространенные формы финансовой отчетности:

Выделяются следующие группы внешних пользователей отчетности (и соответственно, результатов анализа). Первая группа – это субъекты, чьи интересы напрямую связаны с деятельностью банка. Основные представители этой группы:

1.Акционеры банка. Им интересны: прогноз развития, в том числе и долгосрочный, эффективность управления банком, доходность и рискованность активных операций банка, перспективы дивидендной политики.

2.Кредиторы. Кредиторов большей степени интересуют краткосрочные перспективы. Для кредиторов важна не столько доходность банковских операций, сколько ликвидность, способность банка своевременно расплатиться по своим обязательствам.

3.Клиенты банка. Клиентов в первую очередь интересует спектр и качество услуг, предоставляемых банком, но в данном случае клиенты будут рассматриваться как пользователи информации о финансовой деятельности. С этой позиции их интересует прежде всего надежность банка.

Следующая группа внешних пользователей аналитической информации – это субъекты, чье финансовое состояние не связано напрямую с результатами деятельности банка. Они являются посредниками между банком и первой группой внешних пользователей или используют аналитическую информацию для исполнения функций контроля и управления. Таких пользователей может быть очень много. Основные представители этой группы:

1.Центральный банк. Он следит за выполнение коммерческими банками требований и нормативов в целях предотвращения сбоев в банковской системе;

2.Аудиторские компании;

3.Статистические и информационные службы, рейтинговые агентства.

Соответственно группам внешних пользователей можно выделить типы методик дистанционного анализа:

- банковские рейтинги;

- методики, применяемые центральными банками разных стран;

- аналитические процедуры, применяемые в процессе банковского аудита (как правило, при планировании);

- методики анализа банков-контрагентов для установления на них лимитов активных межбанковских операций.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Надзорные и контрольные функции Национального Банка
В целях осуществления более эффективного и действенного консолидированного надзора за финансовыми группами 1 июня 2001 года были объединены Департамент банковского надзора и Департамент страхового надзора. Департамент банковского и страхового надзора осуществляет деятельность по выполнению возложен ...

Основные этапы становления банковской системы Республики Казахстан
Процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов: На первом этапе (1988–1991 гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки; Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Ка ...

Проблемы и пути совершенствования эмиссионной деятельности банка
В начале 90-х годов в России была выбрана смешанная модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно с равными правами присутствовали и банки и небанковские инвестиционные институты. Это европейская модель деятельности универсального коммерческого банка на фондовом рынке, не предполагающая ограни ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru