Банковское сообщество и сегодня активно поддерживает развитие отрасли, осуществляя кредитование, торговые операции и ведение металлических счетов.
На сегодняшний день очень актуален вопрос налогообложения проводимых на межбанковском рынке операций с драгоценными металлами в слитках, в частности применение налоговой льготы по уплате НДС, предусмотренной подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которой реализация драгоценных металлов налогоплательщиками банкам не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации.
В нынешних условиях коммерческие банки не имеют реальной возможности повлиять на незаконные схемы финансирования, обеспечивающие теневой оборот драгоценных металлов («черные» и «серые»), и создать вместо них законные и вполне прозрачные финансовые схемы. Об этом не может быть и речи при существующих правово-нормативных барьерах, не говоря уже о ничем не оправданных для банков рисках в будущем.
Вместе с тем замещение незаконных финансовых схем прозрачными схемами по инициативе и с помощью банковского сообщества путем вытеснения незаконного оборота драгоценных металлов в правовое поле могло бы быть реальным при других, более благоприятных условиях. Такие условия можно было бы сформировать в России с помощью банковского сообщества при поддержке государства, большого бизнеса и, особенно, регионов, а также активном участии гражданского общества.
Эффективность государственной поддержки здесь, по-видимому, во многом будет зависеть от позиции и практики банковского сообщества и большого бизнеса в организации противодействия незаконному обороту драгоценных металлов. То есть от того, сумеют ли банки совместно с крупными компаниями оказать близким им по производственным интересам средним и малым предприятиям такую помощь в развитии, которая вызвала бы у теневого бизнеса добровольный отказ от «черных» и «серых» схем.
Не исключено, что в этом случае возможно применение франчайзинговых, лизинговых, венчурных и других схем кредитования, приемлемых для юридических лиц. Массовое предпринимательство, скорее всего, не впишется в эти схемы без законодательного введения процедур персонального банкротства, без достаточно ответственных гарантий региональных и муниципальных властей, а также действенного контроля со стороны гражданского общества.
В связи с этим следует стремиться активизировать совместную деятельность государственных, коммерческих, общественных, информационных, научных и образовательных структур, а также заинтересованных частных лиц, направленную на дальнейшую либерализацию российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и других изделий из них.
Следует обратить особое внимание на острую необходимость внесения в действующее законодательство норм, позволяющих успешно завершить процесс формирования на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней условий, согласованных странами «восьмерки». Помимо решения других вопросов, это позволило бы резко сократить теневой оборот, предоставив возможность участвующим в нем социальным слоям взамен совершаемых ими криминальных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями другие, вполне законные экономические возможности для деловой активности и достойного жизнеобеспечения.
С этой целью в отрасли необходимо обеспечить экономическую свободу, сняв противоречащие Гражданскому кодексу и другим действующим законодательным актам неправомерные запреты, создав необходимые условия для развития среднего и малого бизнеса, а также существенного сокращения теневого оборота драгоценностей, легализации связанных с ним финансовых средств.
Решение этих задач в первую очередь зависит от государства — законодательной и законоприменительной деятельности органов, регулирующих в России развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Радикально изменить положение можно лишь при наличии политической воли на высшем государственном уровне и объединении заинтересованных сил гражданского общества.
Еще по теме:
Экологическое страхование в развитых странах Запада
Страхование экологических рисков начало развиваться в 60-х гг. XX века с введения специальных норм экологической ответственности в законодательных актах различных стран, а также в международных нормах. В практике развитых стран страхование в сфере природопользования возмещает убытки, наносимые окру ...
Методы кредитования юридических лиц
Методы кредитования - это способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования, определяющие характер связи движения кредита с процессом кругооборота фондов и заемщика. В дореформенный период отечественной банковской практикой были выработаны два метода кредитования: - по ост ...
Образование валютного рынка, валютное регулирование и валютный контроль
Формирование валютной политики независимого Казахстана началось в 1991 году одновременно с динамично развивающимися процессами становления рыночных отношений. В условиях распада СССР республика не смогла бы защитить свои экономические интересы без выработки собственной валютной политики. Начало это ...