В 30-е гг. кредитная система была реорганизована и приобрела чрезмерно укрупненный и централизованный вид. Вместо разветвленной кредитной системы осталось три банка (Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли) и система сберкасс. Это было обусловлено не экономическими потребностями, а политизацией всех сфер экономики. Такая система имела множество недостатков:
- выполнение банками роли второго госбюджета, на долю которого приходилось списание долгов предприятиям, особенно в сфере с/х;
- потеря банковской специализации;
- монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
- слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер;
- неконтролируемая эмиссия кредитных и бумажных денег. Эти и другие недостатки отражали слабую эффективность банковской системы в ее воздействии на производство.
Экономическая реформа, начатая в СССР в 1985 г., затронула и банковскую сферу. Начало преобразований относится к 1987 г., когда Госбанк СССР лишился своих монопольных функций и был отстранен от непосредственной работы с клиентами. Было созданы 5 государственных специализированных банков: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР. Специализация должна была приблизить банки к конкретным отраслям хозяйства, к каждому отдельному предприятию, чтобы обеспечить им качественное кредитно-кассовое обслуживание и партнерское участие банков в их деятельности. В какой-то степени эти требования были выполнены, однако эта реформа породила больше негативных, чем позитивных моментов:
- в деятельности банков преобладали управленческие функции;
- банки по-прежнему оставались государственными;
- сохранился их монополизм по отношению к клиентам;
- распределение кредитных ресурсов производилось по вертикали;
- банки продолжали субсидировать предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность, не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами; - увеличились издержки на содержание банковского аппарата;
- реорганизация не затронула деятельность таких важных кредитных источников, как страховые учреждения.
Пожалуй, единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение банковских расчетов и большая специализация в банковском деле.
Новым этапом в развитии банковской системы страны стал отход от монополизма путем создания коммерческих банков на паевых началах, которые действовали на принципах полного хозяйственного расчета. Летом 1988 г. был принят Закон о кооперации в СССР, предусматривающий возможность создания кооперативных банков, первый из которых появился уже 24 августа 1988 г. Новые банки создавали кооперативы, государственные предприятия и общественные организации. 06 их развитии говорят следующие данные: на 3 августа 1990 г. Госбанком СССР было зарегистрировано 358 коммерческих и кооперативных банков. Общая сумма объявленного уставного фонда составила около 4 млрд. руб., из которых оплаченный капитал был равен 2,9 млрд. руб. По состоянию на ту же дату банки привлекли от клиентов на расчетные счета и депозиты 11,6 млрд. руб.
Рыночные отношения в банковской деятельности не всегда устанавливались легко и безболезненно. Бывали случаи, когда учреждения специализированных банков задерживали перечисление паевых взносов со счетов пайщиков, препятствовали перечислению средств в депозиты и вклады, что ограничивало хозрасчетную самостоятельность предприятий, отказывались открывать коммерческим банкам корреспондентские счета. Нарушались права клиентов на свободный выбор банков для своего обслуживания.
Большинство коммерческих и кооперативных банков выполняли ограниченный круг операций: за счет собственных и привлеченных ресурсов производилась выдача кратко- и долгосрочных кредитов предприятиям, организациям и кооперативам. Однако для обеспечения своей жизнеспособности в условиях конкуренции многие коммерческие банки стремились повышать качество обслуживания клиентуры, расширять сферу услуг, находить новые источники ресурсов и сферы выгодного приложения капитала.
Таким образом, в 1988 - 1989 гг. начала формироваться трехъярусная банковская система, состоящая из Госбанка СССР, государственных специализированных банков, которые в ряде случаев выступают в качестве агентов правительства при проведении тех или иных операций, и коммерческих банков. Несмотря на все трудности, упущения и негативные моменты, имевшие место при создании принципиально новой для нашей страны кредитной системы, в СССР сложился межбанковский рынок.
В декабре 1990 г. Верховный Совет СССР принял новый проект кредитной системы, который воплотился в законах о Госбанке СССР и о банковской деятельности. Законодательно была установлена двухуровневая банковская система, состоящая из Госбанка и сети коммерческих банков. С тех пор многое поменялось и в политическом устройстве страны, и в экономической системе. Нормативы деятельности банковской системы постоянно корректируются и дополняются Национальным банком Республики Беларусь. Современное положение в банковской сфере отличается особой, чисто белорусской спецификой по многим параметрам деятельности. Далее будут рассмотрены некоторые черты, характерные для банковской системы Беларуси, а также основные особенности ее функционирования.
Еще по теме:
Оценка внутреннего контроля в ОАО «МДМ Банк»
ОАО «МДМ Банк» организует внутренний контроль с учетом рекомендаций по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности. Система внутреннего контроля организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка. Служба внутреннего контроля создана в ОА ...
Страхование рисков
Страхование риска - это ответственности за определенные риски страховой компании. Так, при глубокой реконструкции, крупного промышленного предприятия могут быть использованы два основных способа страхования; имущественное страхование; страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование - с ...
Диагностическая функция
Под диагностической функцией понимается способность системы индексов характеризовать состояние и динамику развития как национальной экономики в целом, так и ее отдельных составляющих. Например, сопоставительный анализ движения национального и отраслевых индексов способен показать, (и отчасти предск ...