Начиная с 1 января 2008г. в России произошло разделение доходов бюджета. При этом уже определены основные параметры российского бюджета (табл.4) |1 - 3|. Например, сравнение параметров российского и норвежского бюджетов показывает, что нефтегазовые и не нефтегазовые доходы в Норвегии имеют большую долю и процентах от ВВП (29,7 и 17,9% соответственно) по сравнению с аналогичными показателями российского федерального бюджета (12,22 и 8,15% соответственно). При этом доли каждой из двух групп доходов в процентах от совокупных доходов бюджета и в Норвегии и в России находятся примерно на одном уровне (в Норвегии нефтегазовые доходы составляют 37,7% совокупных доходов бюджета, не нефтегазовыс доходы - 62,3%, а в России - 40 и 60% соответственно).
В России изменениям был подвергнут не только федеральный бюджет, но и сам Стабилизационный фонд РФ. Начиная с 2008 г. изменились как цели и задачи, так и порядок формирования и структура Стабилизационного фонда. Согласно Бюджетному посланию Президента РФ, первоочередной становится «задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен». Для этого Президентом РФ было предложено преобразование Стабилизационного фонда в два других: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а также формирование трансферта федеральному бюджету РФ (табл.5). Расходная часть бюджета будет сформирована из других источников. Для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами планируется установление трехлетнего периода. Преобразование Стабилизационного фонда в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния было завершено 31 января 2008г. Однако это не отменяет актуальности проблемы формирования и использования прежнего Стабилизационного фонда, представленного теперь в форме двух новых фондов, созданных на основе. Как известно, 30 января 2008г. средства Стабилизационного фонда были зачислены па счета Федерального казначейства в Банке России по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния». На 30 января 2008г. совокупный объем Стабилизационного фонда составил 3 трлн.851,8 млрд. руб. . что эквивалентно 157,38 млрд. долл. Остатки средств на счетах по учету средств Стабфонда в иностранной валюте на 30 января составили 66,85 млрд. долл., 50,95 млрд. евро и 7,7 млрд. фунтов стерлингов. Совокупный объем Резервного фонда на 31января 2008г. составил 3 трлн.069 млрд. руб. или 125,4 млрд. долл. Остатки средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте составили 56,43 млрд. долл., 38,21 млрд. евро и 6,31 млрд. фунтов стерлингов. Объем Фонда национального благосостояния на 31 января составил 782,8 млрд. руб., или 31,98 млрд. долл.
Остатки средств на счетах фонда в иностранной валюте составили 10,42млрд. долл., 12,73млрд. евро и 1,39 млрд. фунтов стерлингов. Правительство поручило Минфину до 1 октября 2008г. разработать порядок управления Фондом национального благосостояния, который предполагал бы возможность инвестирования средств фонда в акции и корпоративные облигации, а также привлечения к управлению средствами фонда управляющих компаний.
Резервный фонд должен выполнять задачи минимизации рисков в экономике к случае резкого падения мировых цен на энергоносители, поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией. Источниками его формирования будут являться все поступления от экспорта нефти и газа. Министерство финансов предлагает направлять в Резервный фонд НДПИ на нефть газ, вывозные пошлины на нефть, нефтепродукт и газ, налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, от реализации нефтегазовой продукции, доходы от различных форм участи в капитале, дивиденды на принадлежащие государству акции нефтегазовых компаний, а также доходы от деятельности российско-вьетнамского СП «Вьетсовпетро» (табл.6).
Таблица 6
Основные характеристики федерального бюджета на 2008-2009 гг., млрд. руб.
Наименование налогов и платежей |
08 г. |
% ВВП |
09 г. |
% ВВП |
10 г. |
% ВВП |
ВВП, млрд руб. |
34870 |
100 |
39480 |
100 |
44470 |
100 |
Доходы федерального бюджета, всего, млрд руб |
6673,2 |
19,1 |
7421,2 |
18,8 |
8035,2 |
18,1 |
НДПИ в виде углеводородного сырья, млрд. руб |
869,758 |
2,5 |
845,776 |
2,1 |
846,476 |
1,9 |
Нефть, млрд. руб. |
769,088 |
2,2 |
742, 203 |
1,9 |
741,107 |
1,7 |
Газ горючий, млрд. руб. |
91,948 |
0,3 |
93,311 |
0,2 |
94,333 |
0,2 |
Газовый конденсат, млрд. руб. |
8,720 |
0 |
10,261 |
0 |
11,035 |
0 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, млрд. руб. |
1003,55 |
2,9 |
969,724 |
2,5 |
957,395 |
2,2 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный, млрд. руб. |
338,795 |
0,9 |
324,885 |
0,8 |
328,822 |
0,7 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, млрд. руб. |
253,572 |
0,7 |
245,442 |
0,6 |
245,508 |
0,6 |
Еще по теме:
Сущность интернет-банкинга
В настоящий момент в России банковские услуги являются одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности. Эффективность работы банка и его конкурентоспособность на рынке во многом зависят от внедрения новых банковских продуктов и услуг. Банковская услуга – технологически взаимосвязанная ...
Контрольные показатели деятельности кредитных организаций, отслеживаемые управлением по контролю и надзору Банка России
В соответствии с законодательством и его требованиями сформирован порядок и сроки представления отчетности кредитными организациями. Ежемесячно банки представляют в Центробанк существенный объем информации: · информация о качестве ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженностям; · данные о крупны ...
Характеристика системы ипотечного кредитования в АО «Темирбанк»
АО «Темирбанк» с конца 2001 года начал предоставлять ипотечные кредиты на приобретение жилья на первичном рынке в рамках реализации «Программы ипотечного кредитования жилищного строительства в Республике Казахстан». Роль АО «Темирбанк» в реализации данной Программы заключается в организации схемы п ...