Таким образом, на протяжении исследуемого периода наблюдается сокращение в структуре кредитного портфеля физических лиц и индивидуальных предпринимателей ссуд III и IV категории качества. При этом удельный вес ссуд I категории качества возрос за три года с 60,6% до 65,9 %, что свидетельствует о повышении качества кредитного портфеля банка.
В ОАО Сбербанк России действует внутренне «Положение об организации управления кредитными рисками»
Управление риском кредитного портфеля ОАО Сбербанк России основываться на следующих принципах:
- комплексный характер оценки – охватывает все стороны кредитной банковской деятельности, с целью установления истинного уровня кредитного риска Банка и выработки необходимых мер по его регулированию;
- системность экономических и неэкономических показателей кредитоспособности заемщика, определяющих степень риска. При комплексной оценке риска кредитного портфеля необходимо комбинировать финансовые показатели анализа кредитоспособности заемщика с информацией полученной во время индивидуальной беседы с потенциальным заемщиком;
- принцип динамизма оценки факторов риска в предшествующих периодах и прогнозирование их влияния на перспективу, адекватность реакции. Суть данного принципа сводится к тому, что Банк должен быстро реагировать на внешние и внутренние изменения, которые выражаются в увеличении риска кредитного портфеля, и вовремя применить необходимые методы его регулирования;
- оценка риска кредитного портфеля Банка должна быть объективной, конкретной и точной, т.е. базироваться на достоверной информации, а выводы и рекомендации по повышению качества кредитного портфеля должны обосновываться точными аналитическими расчетами.
Эффективность управления кредитным риском Банка достигается на основе системного, комплексного подхода, который подразумевает решение следующих задач:
- получение оперативных и объективных сведений о состоянии и размере кредитного риска;
- качественная и количественная оценка (измерение) кредитного риска;
- установление взаимосвязей между отдельными видами рисков с целью оценки мероприятий, планируемых для ограничения воздействия одного вида риска на рост или уменьшение уровня других рисков;
- создание системы управления кредитным риском на стадии возникновения негативной тенденции, а также системы быстрого и адекватного реагирования, направленной на предотвращение достижения кредитным риском критически значительных для Банка размеров (минимизацию риска).
В ОАО Сбербанк России разработана и внедрена информационная система для сбора и анализа информации о состоянии кредитного риска.
Информационная система о состоянии кредитного риска является частью информационной банковской системы «Мониторинг банковских рисков», на основании которой осуществляется оценка, управление и мониторинг банковских рисков, присущих деятельности банка, на консолидированной основе.
Основными задачами информационной системы являются: обеспечение органов управления и руководителей структурных подразделений объемом информации, достаточным для принятия соответствующих управленческих решений; формирование достоверной отчетности.
Управление кредитным риском состоит из следующих этапов: оценка кредитного риска; мониторинг кредитного риска; регулирование кредитного риска.
Цели и задачи управления кредитным риском достигаются при соблюдении определенных принципов следующими методами:
- система пограничных значений (лимитов);
- система полномочий и принятия решений;
- информационная система;
- система мониторинга;
- система контроля.[37]
Таким образом, анализ кредитных рисков в ОАО Сбербанк России показал, что удельный вес кредитов всех групп риска увеличивается. Увеличение связано с тем, что ряд кредитов прошлых лет в силу просрочки исполнения обязательств переходит из одной группы риска в другую.
На эффективность кредитования в ОАО Сбербанк России оказывают влияние следующие факторы:
1. Наличие достаточных «длинных» ресурсов для осуществления долгосрочных вложений (применительно к проектному кредитованию). Сбербанк стал более активно работать с длинными вкладами. Короткие деньги большинством банков сегодня маловостребованы, и процентной политикой Банк стимулирует длинные сроки хранения. При этом самые высокие проценты начисляются по вкладам, куда деньги можно довкладывать, а забирать досрочно только с потерей процентов. По состоянию на 01.01.2011 отмечен значительный рост привлеченных средств клиентов – более 504 287 тыс. рублей. Остаток средств клиентов увеличился с начала 2011 года на 53 539 тыс. рублей или на 11,8%, при этом доля вкладов физических лиц составила 65,26%. Также можно отметить, что прирост вкладов физических лиц в 2011 году составил 9,3%.
Еще по теме:
Доходы и расходы банка. Прибыль и ее распределение
К доходам от банковских операций относятся, доходы: 1) в виде процентов от размещения от своего имени и за свой счет привлеченных банком денежных средств клиентов; 2) от открытия и ведения банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов и осуществления расчетов по их поручению; 3) от ...
Оформление заявки на кредитование крупного кредита с помощью бизнес-плана инвестиционного
проекта
В настоящее время перед заключением договоров на предоставление крупных долгосрочных кредитов на инвестиционные цели банковские организации ставят перед заемщиками условие: обосновать потенциальную эффективность использования запрашиваемого кредита в бизнес-плане инновационно-инвестиционного кредит ...
Модели оценки кредитоспособности заемщиков,
основанные на методах комплексного анализа
В случае использования математических моделей не учитывается влияние «качественных» факторов при предоставлении банками кредитов. Эти модели лишь отчасти позволяют кредитным экспертам банка сделать вывод о возможности предоставления кредита. Недостатками классификационных моделей являются их «замкн ...