Основные этапы развития банковской системы России

Банковское дело » Банковская система России » Основные этапы развития банковской системы России

Страница 4

Необходимость более глубокой реформы банковского дела была вызвана условиями развивающегося рынка, требующими внедрения в широкую практику нового порядка управления денежно-кредитными отношениями, введения рыночных, коммерческих отношений между банками и клиентурой. Необходима была банковская система, адек­ватная развивающимся рыночным отношениям. В связи с этим было принято решение о создании в России двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой находится Центральный банк России, а на втором – широкая сеть коммерческих бан­ков. На верхнем уровне должны решаться вопросы проведения политики государства в области денежного обращения и кредита. В связи с этим Центральный банк России, как правило, освобождался от операций с клиентурой и начинал осуществлять опера­ции с коммерческими банками. Необходим был следующий шаг в сторону более глу­бокого преобразования банковского дела в стране.

Второй период банковской реформы начался с принятия в декабре 1990 г. Верхов­ным Советом СССР закона "О Государственном банке СССР" и закона "О банках и банковской деятельности". Одновременно с данными законами принимаются республи­канские законы, в том числе Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР" и закон "О банках и банковской деятельности в РСФСР". За многие годы впервые, таким образом, деятельность банков получила законодательную основу. Банки были объявлены само­стоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственности по обязательствам государства (так же как и государство не отвечает по обязательствам банков). Начали закладываться институциональные ос­новы новой банковской системы.

Государственный банк СССР, центральные банки республик были выведены из под­чинения соответственно Совета Министров СССР и советов министров республик, стали подотчетными Верховным Советам, независимыми от исполнительных и распоря­дительных органов государственной власти. Были определены уставные капиталы и различные целевые фонды. В соответствии с законом Центральный банк России, к примеру, создает страховой фонд за счет обязательных отчислений банков. Законы об эмиссионных банках содержали и другие важные особенности. К примеру, по законо­дательству РСФСР было запрещено использование эмиссии денег непосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета РСФСР. Банк России объявляет­ся органом денежно-кредитного регулирования экономики республики, объема и структуры денежной массы в обращении. Денежно-кредитное регулирование экономи­ки РСФСР осуществлялось Банком России путем определения норм обязательных ре­зервов, учетных ставок по кредитам, установления экономических нормативов для банков, проведения операций с ценными бумагами. Особенности новых законов со­стояли и в том, что они разрешали рефинансирование Банком России деловых банков путем предоставления им краткосрочных кредитов по определенной учетной ставке. Определялись другие важные задачи Центрального банка: перечень операций с банка­ми, регулирование курса рубля к денежным единицам иностранных государств, управ­ление официальными золотовалютными резервами РСФСР, выдача лицензий (разреше­ния) на проведение операций в иностранной валюте, выдача лицензий на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных организаций на территории РСФСР.

В соответствии с законодательством РСФСР впервые были определены экономиче­ские нормативы, устанавливаемые Банком России для других банков. К их числу были отнесены следующие экономические нормативы:

- минимальный размер уставного капитала;

- предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;

- показатели ликвидности баланса;

- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

- максимальный размер риска на одного заемщика;

- ограничения размеров валютного и курсового рисков;

- ограничения использования привлеченных депозитов для приобретения акций юри­дических лиц.

Согласно закону Банк России должен осуществлять надзор за деятельностью бан­ков, в том числе за соблюдением банками установленных им экономических нормати­вов. Примерно такие же задачи эмиссионных банков были определены и законодатель­ством других независимых республик, а также законом "О Государственном банке СССР".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Обеспечение исполнения обязательств поручительством
Предоставление кредита под поручительство третьих лиц оформляется договором поручительства. При выдаче кредита под поручительство учитывается платежеспособность Поручителя. Поручителем, как правило, должен быть клиент Банка. Поручитель представляет в Банк (Филиал) дополнительные соглашения по всем ...

Коммерческие банки на финансовых рынках
Вложения в ценные бумаги. По состоянию на 01.06.06 в долговые ценные бумаги кредитными организациями было вложено 1257 млрд руб. В связи с падением доходности государственных ценных бумаг они утратили свою колоссальную привлекательность для коммерческих банков, которой обладали до 1998 г. Тем не ме ...

Политика привлечения депозитов банков второго уровня
В целях привлечения ресурсов для своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из целей и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Депозитная политика должна, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru