Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.
В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.
Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.
Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка.
Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов. [5]
Как и независимость, ответственность любого центрального банка оценивается с помощью индексов, например индекса демократической ответственности центрального банка, разработанного группой специалистов Центра экономических исследований Тилбургского университета (Нидерланды) в 1998 г. Все оценки индекса суммируются по категориям, а затем складываются, в результате чего значение индекса может варьироваться от 0 до 13. Автор провел индексную оценку ответственности 35 центральных банков. Банк России получил оценку наравне с центральными банками стран Европы, включая Европейский центральный банк. Наш Центробанк - на 7-м месте.[18]
Еще по теме:
История развития банковской системы РФ
Для оценки значения процессов, происходящих ныне в банковской системе страны, целесообразно совершить небольшой экскурс в прошлое России. Мне представляется, такой ретроспективный подход позволит не только взвешенно подойти к анализу складывающейся ситуации в банковском деле, но и в определенной ст ...
Оценка и перспективы развития коллективного страхования вкладов
Системой депозитного страхования (СДС) - является комплекс мер, обеспечивающих защиту вкладов от их потери владельцам, в случае банкротства банка второго уровня. Создание системы депозитного страхования последовательно вытекает из логики эволюции банковской системы Казахстана. СДС существует, практ ...
Инструменты совершенствования банковских продуктов и услуг ОАО Банк
«Снежинский»
Сейчас, по данным Росстата, на краткосрочные цели население откладывает всего 16,5 процента сбережений, все остальные деньги сберегаются гражданами на более длительный срок. Предлагается ввести банку в перечень вкладов наиболее выгодные возможные условия для обоих сторон для привлечения долгосрочны ...