31 августа 1995 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», в соответствии, с которым Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему, и Нацбанк представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Второй уровень банковской системы представлен следующими видами банков: государственные банки, депозитные банки, инвестиционные и частные банки, банки с иностранным участием, межгосударственные банки.
Основным содержанием принятого Указа о Нацбанке стало усиление регулирующих функций Нацбанка по отношению к банкам второго уровня.
С августа 1995 года за Нацбанком было закреплено право, самостоятельно принимать решение (постановлением Правления) о прекращении деятельности банков второго уровня.
Позже закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 154-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности» определил, что Нацбанк после аннулирования лицензий на проведение банковских операций с заявлением о принудительном прекращении деятельности (ликвидации) банка обращается в суд.
Получивший хорошие оценки международных финансовых организаций и экспертов. Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» исходит из предпосылки, что банковская деятельность не может регулироваться так же, как предпринимательская, поскольку, банки оперируют не только своими деньгами.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» имеет важнейшее значение не только для банковской сферы, но и для всей страны.
В период с 1995 года в данные акты вносились изменения и дополнения с целью создания предпосылок к совершенствованию банковской системы Республики Казахстан и уточнения функций Нацбанка.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по оптимизации органов государственного управления»» от 30 июня 1998 года № 3986 Нацбанку переданы функции и полномочия государственного органа страхового надзора, что позитивно отразилось на развитии страховой отрасли. В ноябре 2000 года была принята Программа развития страхования в Республике Казахстан на 2000—2001 годы, которая обозначила новый этап в развитии системы страхования в нашей стране. В 2000 году Нацбанк стал членом Международной Ассоциации Органов Страхового Надзора (UAUS).
Для активизации притока сбережений населения в ноябре 1999 года создана система обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц.
Последний закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности» был принят 2 марта 2001 года и введен в действие с 12 марта 2001 года. Основной целью данного закона является внедрение консолидированного надзора за банковской деятельностью с целью создания законодательных условий для учёта и объективной оценки всех рисков, которым подвергаются банки.
В вышеуказанном законе предусмотрено усиление полномочий Нацбанка в части получения любых сведений, необходимых для осуществления надзорных функций на консолидированной основе, введены новые понятия, необходимые для чёткого определения структуры владения банками, такие как, «крупный участник банка», «банковский холдинг», «дочерние организации банков», «банковская группа», раскрыто понятие «аффилированное лицо». Кроме того, Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» дополнен статьей, обязывающей банковские холдинги представлять в Нацбанк ежеквартальные, годовые балансы и отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности. При этом, предусматривается обязательное проведение аудита аффилированных лиц банков по итогам финансового года, как на консолидированной, так и на индивидуальной основе.
Законом также предусмотрено введение контроля над деятельностью ликвидационных комиссий по принудительно и добровольно ликвидируемым банкам со стороны Нацбанка. В отношении дочерних организаций, крупных участников банков и банковских холдингов введены требования о получении банками разрешения Нацбанка на создание дочерней организации (либо участие в уставном капитале юридического лица, в результате которого оно становится дочерней организацией), а их аффилированными лицами - согласия на приобретение статуса крупного участника или банковского холдинга.
Вместе с тем, законом ужесточены ограничения на сделки банка с лицами, связанными с ним особыми отношениями, определен состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых Нацбанком для обязательного соблюдения банковскими группами, усилена ответственность банков и установлена обязанность банковских холдингов обеспечивать соблюдение банком и банковской группой нормативов достаточности собственного капитала.
Еще по теме:
Роль и функции государства на рынке ценных бумаг
Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государством. Цельгосударственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому ...
Сущность и функции банковской системы РФ
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование наро ...
Экономическая сущность страхования
Основными нормативными документами, регулирующими страховую деятельность в Российской Федерации, являются: · Гражданский Кодекс РФ (часть II) глава 48 «Страхование» · Закон РФ от 27.11.1992 № 4015—1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» · Закон РФ от 28.06.1991 № 1499—1 «О медицин ...