Платежная система Казахстана

Банковское дело » Развитие банковской системы Республики Казахстан » Платежная система Казахстана

Страница 1

Эффективность функционирования банковской системы и финансовых рынков прямо зависит от уровня действующей в стране платежной системы. Основными критериями платежной системы, оптимально отвечающей потребностям экономики, являются оперативность и скорость проведения платежей, степень автоматизации и надежность системы расчетов, а также уровень рисков при проведении расчетных операций.

Поскольку система безналичных расчетов Казахстана, унаследованная от прежней централизованной плановой системы и поддерживаемая Государственным банком бывшего Советского Союза, не удовлетворяла требованиям рыночной экономики, Нацбанк в 1994 году начал проведение ее реформы. Основными ее целями являлись ускорение прохождения платежей между банками и их клиентами (на тот период срок прохождения одного платежа составлял 3-12 дней), а также более широкое внедрение в обращение различных платежных инструментов (поручений, чеков, векселей, платежных карт).

В 1995 году в составе Нацбанка была создана первая в Казахстане клиринговая палата (Алматинская клиринговая палата), которая работала по методу многостороннего взаимозачета. Окончательные расчеты банки производили один раз в конце операционного дня по чистой позиции каждого участника. В то время еще не было внедрено понятие «электронный документ», и банкам-участникам клиринга в конце дня приходилось производить обмен платежными поручениями на бумажных носителях. Постепенно при областных филиалах Нацбанка были созданы клиринговые палаты, которые осуществляли межбанковский клиринг внутрирегиональных платежей.

В 1996 году нормативно закреплено понятие «электронное платежное поручение», разработаны и внедрены форматы электронных сообщений для обмена информацией по платежам между участниками платежной системы, ориентированные на SWIFT.

В том же году Алматинская клиринговая палата реорганизована в Казахстанский Центр межбанковских расчетов (КЦМР), который является оператором платежной системы и призван обеспечивать ее эффективную и устойчивую работу. В настоящее время для реализации возложенных функций и задач КЦМР использует информационные технологии и техническое оборудование в соответствии с последними достижениями мировой практики.

Одним из важнейших моментов в развитии платежной системы республики стало создание в августе 1996 года на базе КЦМР системы крупных платежей (СКП), обрабатывающей электронные платежные поручения, осуществляющей расчеты на валовой основе.

Важным мероприятием, способствующим совершенствованию платежной системы, явилась централизация корреспондентских счетов банков второго уровня в Нацбанке, которая была произведена в период с октября по ноябрь 1998 года. Централизация корреспондентских счетов позволила Нацбанку оперативно осуществлять функции расчетного банка, повысить эффективность, контрольных функций над платежной системой и банковской системой в целом.

С целью создания конкуренции на рынке розничных платежей и улучшения качества предоставляемых услуг в этой сфере банковской деятельности, с 1 августа 1999 года на территории Республики Казахстан была прекращена деятельность клиринговых палат при областных филиалах Нацбанка. В настоящее время межбанковский клиринг на территории Казахстана осуществляют КЦМР и ТОО «Финансово-промышленная компания «Тимей» (Северо-Казахстанская область).

Обмен сообщениями между КЦМР и участниками межбанковского клиринга (системы розничных платежей) производится также электронным способом в соответствии с установленными форматами. В течение операционного дня участники клиринга имеют возможность получать информацию обо всех своих отправленных и получаемых платежах. Данный вид услуг позволяет пользователям прогнозировать и управлять своей ликвидностью, планировать и формировать потоки платежей. Система работает без предварительного депонирования денег и круглосуточно принимает платежные сообщения с датой валютирования Т+3.

Динамика объемов платежей, проведенных через Систему розничных платежей(СРП) за период с 1996 по 2000 годы приведена в следующей таблице.

Показатели

1996

1997

1998

1999

2000

Кол-во транзакций, тыс. шт.

810,0

3184,9

4955,2

6097,2

6511,7

Сумма млрд. тенге

335,0

2356,0

2875,5

3928,5

6767,6

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Терминология, объекты страхования и виды договоров
В настоящей главе определяются порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный юридическим и физическим лицам при использовании этих средств в дорожном движении на территории Республики Беларусь и при выезде за ...

Проблемы и перспективы развития страхования в современных условиях
Страховой рынок в настоящее время характеризуется высокой концентрацией. По состоянию на 1 января 2008 г. на 15 крупнейших страховых групп приходится 53,7% объема страхового рынка, в то время как на 1 января 2005 г. более половины объема рынка страховых услуг контролировалось 16 страховыми группами ...

Участники имущественного страхования
Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются: 1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели; 2) страховые организации; 3) общества взаимного страхования; 4) страховые агенты; 5) страховые брокеры; 6) страховые актуарии; 7) федеральный орган исполнительной власти, к ко ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru