В заключение к дипломной работе можно сделать следующие основные выводы:
1. Природа социального страхования заключается не в отношениях труда и капитала и не в социальной политике государства или непосредственно в рисковых событиях и специфических признаках социального страхования. Она обусловлена общественными формами жизнедеятельности и отношениями (экономическими, правовыми, социально-политическими), объективно возникающими из органического единства взаимосвязей, взаимодействия и взаимообусловленности существования и развития гражданина (индивидуума), других социальных субъектов (социальной группы, сообщества и т.п.) и государства как представителя и выразителя общих потребностей и интересов всех указанных субъектов и общества в целом[111]. Поэтому природа социального страхования заключается в осознанной объективной потребности самих граждан и других видов социальных субъектов общества в страховой защите социальных интересов гражданина, непосредственно выраженных его (и семьи) имущественными и неимущественными интересами (в нашем их понимании), направленными на удовлетворение соответствующих его потребностей в рисковых условиях общественных форм жизни и деятельности социальных субъектов при финансово-экономическом участии и законодательном регулировании этих процессов со стороны государства.
2. Активизирующим деятельность гражданина стимулом в системе общественных форм жизнедеятельности трёх видов социальных субъектов являются его (и его семьи) материальные (имущественные, экономические) и нематериальные (неимущественные) интересы в представленных выше их определениях и содержании. В совокупности они формируют социальный интерес гражданина. То есть социальный интерес гражданина представляет собой осознанные им правомерные пути, способы и его заинтересованность в реализации имущественных и неимущественных интересов индивидуума для удовлетворения своих (и семьи) материальных, нематериальных потребностей и в наличии средств для этих целей. Уровень удовлетворения перечисленных потребностей гражданина (его семьи) в процессах реализации его имущественных (материальных) и неимущественных (нематериальных) интересов определяет достигнутый материальный уровень и качество его жизни (существующие в данный момент). В рисковых условиях жизни и деятельности и необходимости сохранения, восстановления или улучшения своего материального уровня, качества жизни и социального положения, ухудшающихся в результате причинения им вреда неблагоприятными (опасными) событиями, социальный интерес приобретает форму социально-страхового интереса. Социально-страховой интерес - это осознанная потребность гражданина в страховой защите от неблагоприятных событий (действий других социальных субъектов) его (и семьи) имущественных и неимущественных интересов с целью сохранения, восстановления или улучшения их материального уровня, качества жизни и социального положения на основе правил и договоров страхования или законов и их условий. Социально-страховой интерес является необходимым условием для осуществления социального страхования.
3. Сущность социального положения гражданина заключается в реально существующих и реализующихся им в процессах общественной формы жизни и деятельности имущественных (материальных, т.е. экономических), неимущественных (нематериальных) интересах, обеспечивающих удовлетворение его (и семьи) материальных и нематериальных потребностей.
4. Социальное страхование представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений по защите имущественных и неимущественных интересов (социальных интересов) граждан с целью сохранения, восстановления или улучшения их материального уровня, качества жизни и социального положения, ухудшающихся вследствие наступления установленных законом и/или договором страхования неблагоприятных событий (действий других социальных субъектов общества) за счёт денежных фондов страховщиков, создаваемых ими из уплаченных страхователями страховых взносов (премий), и иных источников средств.
5. Субъектами социального страхования являются: граждане (индивидуумы), выступающие в качестве, как застрахованных лиц, так и страхователей; организации (предприятия, фирмы, компании), субъекты РФ, муниципальные образования, осуществляющие функции страхователей при страховании своих работников (персонала администраций - для административно-территориальных образований) по видам обязательного и добровольного личного страхования (включая ОМС, пенсионное, социальное); государство - через уполномоченные выступать в качестве страхователей органы государственной власти и управления, которым выделяются из бюджета денежные средства для обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества определённых категорий граждан, а также осуществляет законодательное обеспечение и регулирование страхования[112].
Еще по теме:
Рынок акций
Развитие рынка корпоративных акций в течение всего посткризисного периода (1999-2000 гг.) базировалось, прежде всего, на положительных сдвигах в нефинансовом секторе экономики и благоприятных перспективах ориентированных на экспорт эмитентов. В числе наиболее существенных причин изменения рыночной ...
Оценка внутреннего контроля в ОАО «МДМ Банк»
ОАО «МДМ Банк» организует внутренний контроль с учетом рекомендаций по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности. Система внутреннего контроля организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка. Служба внутреннего контроля создана в ОА ...
Особенности договора обязательного социального страхования
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании специальных законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми и государственными страховщиками (организациями) за счет средств, выделяемых на эти цели из соответс ...