На основе теоретического и практического рассмотрения вопросов, касающихся регулирования и надзора деятельности банков второго уровня в Республике Казахстан, нами сделаны следующие выводы и предложения.
1) Необходимость банковского регулирования и надзора обосновывается необходимостью поддержания и укрепления доверия банковской системе, предотвращения нарушений банковских законов и нормативных правовых актов, возможностью понять глубину и установить причину проблем в том или ином банке. Государственное регулирование и надзор за банковской деятельностью направлено на повышение стабильности банковской системы Республики Казахстан и создание условий по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей банковских услуг.
Предпринимаемые Национальным Банком меры по регулированию деятельности банков второго уровня способствуют стабилизации банковского сектора и устойчивости финансовой системы в целом. Деятельность Национального Банка и АФН направлена на решение задач, обозначенных в соответствующих программных документах по развитию секторов финансового рынка, на обеспечение роста и поддержания высокого качества финансовых услуг, а также прозрачность и стабильность финансового рынка.
2) В последние годы Агентством повышенное внимание уделяется рискам банковского сектора, связанным с ростом его внешних обязательств. В этой связи Агентством ежегодно предпринимаются пруденциальные меры, направленные на снижение краткосрочных обязательств перед нерезидентами и повышение валютной ликвидности банковского сектора.
Так ограниченные меры воздействия в 2006 году применены к 20 банкам по 91 факту нарушений банковского законодательства, в том числе затребованы письма-обязательства в 13 случаях, вынесены письменные предписания в 44 случаях, предупреждения в 9 случаях, подписано 1 письменное соглашение. Санкции в виде наложения штрафов были применены в 23 случаях, а также у АО «Валют-Транзит Банк» отозвана лицензия на проведение операций, предусмотренных банковским законодательством в национальной и иностранной валюте.
В январе 2008 года в Агентство поступило 77 обращений физических и юридических лиц, а также других государственных органов. Из общего числа поступивших обращений 50,65% писем затрагивали вопросы деятельности банков второго уровня, 5,19% - по деятельности субъектов рынка ценных бумаг, 10,39% писем - по вопросам деятельности страховых организаций, 33,77% - относительно деятельности накопительных пенсионных фондов.
3) В результате вышеприведенных мер, предпринятых АФН в части регулирования банков второго уровня, наблюдается снижение роста кредитования, что оказывает «охлаждающий» эффект на «перегрев» данного сегмента. Например, рост потребительского кредитования за 2006 год составил 2,6 раз, в I то время как за 2007 год объем выданных потребительских кредитов вырос в 1,6 раза.
В целях укрепления и оздоровления финансового положения, а также улучшения качества работы банков, АФН проводится комплекс административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий в отношении банков, что и представляет собой консервацию.
Режим консервации банка вводится в случае систематического (в течении 3 последовательных месяцев) невыполнения коэффициента достаточности собственного капитала либо на основании статьи 48 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и осуществляется за счет средств самого банка.
Регулирование и вектор развития финансового рынка Казахстана направлены на достижение цели, поставленной Главой государства, - в ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим также тесно связаны вопросы стратегического характера, такие как вхождение Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров функционирования отечественного финансового рынка с учетом международной практики.
Еще по теме:
Основные направления реформирования платежной системы Казахстана
Развитие казахстанского рынка платежных карт является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей. Развитие карточной индустрии обеспечивает повышение прозрачности финансовых операций, прирост н ...
Модели системы обязательного медицинского страхования
Система ОМС очень многолика, многофакторна и сложна, так как ее инфраструктура вбирает огромный спектр политических, социальных и экономических проблем, и каждая их этих моделей может иметь несколько типов реализации, зависящих от вариантов финансового взаимодействия подсистем, входящих в систему О ...
Участники имущественного страхования
Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются: 1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели; 2) страховые организации; 3) общества взаимного страхования; 4) страховые агенты; 5) страховые брокеры; 6) страховые актуарии; 7) федеральный орган исполнительной власти, к ко ...