Как и во всех государствах постсоветского пространства, в Казахстане уже более шести лет существует двухуровневая банковская система, однако ее влияние на экономическое положение республики далеко от желаемого. Главная причина сложного положения в банковской системе связана с тем, что большинство бывших государственных банков получили коммерческий статус, сохранив многочисленные проблемы, приобретенные еще в условиях командно-административной экономике. Непосредственная банковская деятельность осуществляется все еще монополизированной государственной собственностью, слабой приватизации, непоследовательных ценовой и налоговой политик, составляющих новые экономические отношения. В нынешней банковской системе отразились недостатки несовершенства и грубые помехи и законодательных и других нормативных актах, предопределяющих комплекс мер, средств и методов стоящих перед банками целей, последовательности и этапности реализации банковской реформы.
Несмотря на правовые и экономические регуляторы, современная сеть денежно-кредитных учреждений функционирует в двух, фактически не взаимодействующих плоскостях. При этом Национальный Банк пытается решать денежные проблемы на макроуровне, применяя для этого меры государственного регулирования работы низового звена, не учитывающее специфику нынешнего переходного периода, а коммерческие банки в основном руководствуются квазирыночными регуляторами, во многом игнорируя сегодня макроэкономические задачи.
С нашей точки зрения, самым серьезным изъяном в философии создания современной банковской сети на этапе перехода от командной экономики к рынку была однозначная наполненность основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих банков, так называемым «макросодержанием», при котором коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления, исключительно нацеленных на решение макроэкономических задач.
В это же время анализ факторов формирования нынешних коммерческих банков дает основание утверждать, что большинство их них продолжает решать проблемы конкретной, так называемой микроэкономики, отдавая им предпочтение перед макроэкономическими задачами ввиду непонимания и неприятия важности более общих задач, несовершенства наших законов и практического отсутствия концепции, организационных форм и возможностей надзора за деятельностью коммерческих банков. Наибольшее беспокойство в их деятельности выказывает непонимание существа, целей и задач коммерческого банка, выражающего в отсутствии четко сформулированной и явно обозначенной стратегии развития. Расчет ведется на сиюминутную выгоду, что диктует необходимость получения доходов сразу же и любой ценой, чаще всего за счет своих клиентов.
Наличие комплекса монополизированного мышления у бывших государственных банковских структур, с одной стороны, и преобладание чисто коммерческих, зачастую несвойственных банкам функций и операций у вновь образованных коммерческих банков, с другой стороны, дает повод утверждать, что тем самым выхолащивается суть банка как важного звена в цепи взаимосвязанных экономических институтов.
Необходим новый взгляд на коммерческие банки. В качестве феномена эпохи перехода от государственно-административной экономики к рыночным отношениям они должны получить трезвую оценку как изнутри, так и извне. Коммерческий банк как живой организм со своими закономерностями и особенностями должен соответствовать пониманию его предназначенности, его существа и социально-экономических функций.
Выработка механизма саморегулирования как основного элемента управления коммерческим банком должна основываться на стратегии и тактике, на выбранных приоритетах и ориентирах дальнейшего развития деятельности. Важные внешние регуляторы - рыночные и государственные. Поскольку рынок в стране только формируется, влияние с ним таких условиях несоизмеримо значение государственных регуляторов. Однако пока что они позволяют коммерческим банкам заниматься проблемами макроэкономики, не расширяя области своих обязательств перед акционерами и вкладчиками, а так же перед обществом. Тем самым комплекс мер косвенного государственного регулирования по своей идее повторяющей механизм влияния на систему коммерческих банков с развитой рыночной экономикой, практически не сказывается на деятельности казахстанских коммерческих банков [16, c.78].
Еще по теме:
Анализ показателей ликвидности коммерческого банка
В процессе анализа ликвидности целесообразно рассмотреть вопрос о соответствии сроков депозитов и сроков размещения средств в активные операции. Средства, привлекаемые коммерческими банками в качестве краткосрочных депозитов, могут в определенных экономических границах использоваться не только для ...
Направления совершенствования кредитования индивидуальных предпринимателей
и физических лиц
Многие банки готовы финансировать малый бизнес, а некоторые, как, например, Сбербанк России, добились в этом серьезных успехов. На протяжении многих лет Сбербанк России является постоянным партнером малого бизнеса. В последнее время банком была разработана и реализована система мер, направленных не ...
Анализ и оценка кредитоспособности ЗАО «КМЭЗ» по
новой усовершенствованной методике
Проведем оценку кредитоспособности ЗАО «КМЭЗ» по новой усовершенствованной методике оценки кредитоспособности и проведем анализ полученных данных с методикой Сбербанка РФ. Определим, какое влияние принесли внесенные изменения в методику Сбербанка РФ и как повлияли на оценку кредитоспособности ЗАО « ...