Для эффективного управления коммерческим банком целесообразно выделять внутренние и внешние подразделения, составляющие необходимые элементы его организационной структуры (организационного построения), взаимодействие между которыми при надлежащем управлении обеспечивает процесс функционирования и развития банка как единой системы.
К внутренним подразделениям банков относятся департаменты, управления, отделы и т.п. организационные образования, к внешним — дочерние организации, филиалы, отделения, дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, пункты обмена иностранной валюты, представительства (бюро, агентства) и некоторые другие.
Итак, организационная структура современного коммерческого банка включает следующие функциональные отделы или подразделения:
- операционный отдел для работы с физическими и юридическими лицами;
- кредитный отдел;
- валютный отдел;
- отдел ценных бумаг;
- отдел по работе с драгоценными металлами и с драгоценными и полудрагоценными камнями;
- отдел пластиковых карточек;
- юридический отдел;
- бухгалтерию;
- экономико-аналитический отдел;
- отдел автоматизированных систем управления;
- отдел охраны.
В организационную структуру банка обязательно входит и аппарат управления, - как управленческое звено и выполняет функции управления, а не экономические функции. К звеньям последней относятся общебанковские органы управления (общее собрание участников, правление и др.) и руководители всех подразделений (внутренних и внешних).
Всю структуру банка можно разбить на блоки.
Организация банковских услуг охватывает коммерческая деятельность: кредитование, инвестирование, валютные, трастовые, другие активные операции. Сюда входит все, что связано с обслуживанием клиентов на коммерческих (платных) началах. К этому структурному блоку, в котором зарабатываются банковские доходы, относятся кредитное управление, операционное управление, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и др.
Учет внутрибанковских расходов собственной деятельности банка как коммерческого предприятия обеспечивает финансовый блок. В этот блок входят бухгалтерия, отдел внутрибанковских расчетов и корреспондентских отношений, касса, у банков, имеющих разрешение на сбор наличных денег, — отдел инкассации.
Автоматизация — обязательный элемент структуры коммерческого байка. Для обработки денежных потоков (кредитование, расчеты и прочие операции) нужен комплекс технических средств, система компьютеров.
Часто в структуре современных коммерческих банков помимо управлений и отделов работают ревизионная комиссия, кредитный комитет. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за работой банка (соблюдение сметы расходов банка в целом и его отдельных подразделений и др.). Кредитный комитет создан для повышения уровня и качества управленческих решений, определения стратегии в сфере кредитных операций, координации работы по реализации кредитной политики и принятия решений по принципиальным вопросам. В его состав входят должностные лица отделов и иные лица, одобренные советом банка.
Внешними (территориально удаленными) организационными структурами банка могут являться все или некоторые из следующих форм подразделений: дочерние организации, филиалы, отделения, дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты, представительства, а также разнообразные группы и объединения (только банковские и иные — с участием банков и небанковских организаций).
Как и в случае с формами внутренних подразделений, каждый банк должен стремиться к максимально четкому формированию своей политики в отношении внешних подразделений, выбирая те из них и в таких сочетаниях, которые наиболее полно отвечают его намерениям на рынке банковских услуг и могут быть обеспечены финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами.
Банковский маркетинг – это хорошее знание банком всех услуг на территории, в которых нуждаются клиенты, требование к качеству услуг. Банковский маркетинг направлен на выявление круга реальных и потенциальных клиентов. Таким образом, специфика банковского маркетинга – это привлечение клиентуры и расширение сферы объекта своих услуг.
Объектом маркетинга является изучение рынка сбыта или создание спроса на банковские услуги.
Маркетинговая служба деятельности банка строится в соответствии с принятой банком структурой. Рассмотрим три наиболее распространенных варианта организации службы маркетинга в банке:
Функциональная организация службы маркетинга. Этот тип организации в основном характерен для небольших банков, для которых характерны незначительный географический охват и специализация на представлении ограниченного числа банковских продуктов. Ее структура может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями банка.
Часто многие банки разбивают отдел коммуникаций на два независимых отдела:
а) отдел рекламы и стимулирования сбыта банковских продуктов;
б) отдел пропаганды и формирования общественного мнения. В некоторых случаях несколько функций сосредотачиваются в одном отделе. Здесь критерием является как величина самого банка, так и та роль, которую он отводит той или иной функции маркетинга, Для того, чтобы повысить качество работы службы маркетинга, целесообразно ввести должность заместителя председателя правления банка или вице-президента по маркетингу, как это имеет место во многих западных банках.
Организация службы маркетинга по продуктовому принципу. В организации службы маркетинга по этому принципу акцент делается на руководстве предоставления отдельных банковских продуктов. Отдел разработки новых продуктов дополняется отделами, отвечающими за оказание различных конкретных видов услуг.
Организация службы маркетинга по географическому принципу. Если географический охват деятельности банка достаточно велик и он имеет разветвленную сеть отделений, то службу маркетинга предпочтительней организовать по данному принципу. Такая организация предполагает наличие практически в каждом отделении банка ряда маркетинговых отделов. Количественный и качественный состав этих отделов определяется степенью децентрализации и полномочиями, предоставленными конкретным отделениям.
Маркетинговая деятельность начинается с изучения и анализа активного и потенциального спроса на банковские услуги. Система маркетинговой деятельности существует благодаря наличию спроса на их продукцию (банковские услуги). С готовым портфелем услуг банк выходит на рынок, предварительно определив их цену в зависимости от уровня своих затрат и конъюнктуры рынка и получает прибыль.
В последнее время все большее число крупных коммерческих банков почти во всех странах переходит на комплексное обслуживание клиентуры. Это означает, что помимо кредитно–расчетного и кассового обслуживания банки оказывают своим клиентам и целый ряд других услуг. Выдержать конкурентную борьбу сможет тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их стоимость, улучшать качество кредитно – расчетного и кассового обслуживания, предоставлять льготы при кредитовании, предлагать клиентам разного рода консультаций и т.п.
Общие принципы банковского маркетинга сформулированы следующим образом:
- направленность действий всех банковских работников за достижение конкретных целей;
- комплексность процесса в деятельности банка, охватывающей планирование, анализ, регулирование, контроль;
- единство перспективного и текущего планирования маркетинга;
- контроль за принимаемыми решениями;
- стимулирование творческой активности работника, повышение его квалификации;
- повышение заинтересованности за достижение успеха в коллективе.
Для каждого банка в условиях конкуренции важно достигнуть цель в маркетинге:
- изучение рынка и формирование спроса;
- стимулирование спроса на банковские услуги;
- обоснованность планов принимаемых решений;
- привлечение клиентов и умение удержать клиентов;
- максимизация доходов банка и расширение рыночной доли.
Достижение цели возможно при решении конкретных задач в маркетинге:
- обеспечение постоянной рентабельной работы банка;
- обеспечение ликвидности банка, как гарантия на успех, и повышение репутации в среде клиентуры;
- максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре, качеству услуг;
- решение задач коллектива, его социальных проблем.
Успех на рынке достижения маркетинга в большей степени предопределяется качеством стратегического планирования, позволяющего системно осмысливать ситуацию, четко координировать усилия банка, точно ставить цели и задачи.
Стратегия маркетинга должна стать для любого банка одним из составных элементов стратегического планирования. Успешность осуществления маркетинговой стратегии зависит от ряда факторов:
- Создание в организационной структуре банка специальной группы стратегического развития, занимающейся разработкой новых форм банковского бизнеса, маркетинга.
- Организация специальной системы стимулирования работников, выполняющих стратегические проекты.
- Уровень заинтересованности руководства банка в приоритетности задачи стратегического планирования.
- Организация системы информации о ходе реализации стратегических плановых программ всех за них ответственных лиц.
- Организация четкой системы контроля
Таким образом, банковский маркетинг – это эффективная организация всех пассивных и активных операций, анализ рынка банковских услуг, эффективная диверсификация деятельности, фиксирование цены банковских услуг, планирование и организация сбыта, реклама.
Основные принципы банковского маркетинга: единство стратегии и тактики, обеспечение прибыльности, полное удовлетворение потребностей покупателей, производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателей и др.
В процессе внедрения и использования банковского маркетинга особая роль отводится приемам маркетинга: типологизация и сегментирование рынка.
Успех на рынке достижения маркетинга в большей степени предопределяется качеством стратегического планирования, позволяющего системно осмысливать ситуацию, четко координировать усилия банка, точно ставить цели и задачи.
Еще по теме:
Регулирование договора имущественного страхования
Гражданский Кодекс регулирует три вида имущественного страхования, объединенных общей конструкцией договора имущественного страхования. К имущественному страхованию согласно п. 2 ст. 929 ГК относятся: - страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК ...
Порядок выпуска и обращения коммерческими банками собственных
векселей
В практике российских банков широкое распространение получил выпуск собственных векселей, что позволяет им увеличить объем привлеченных средств, а его клиенты получают универсальное платежное средство. [7, с.329] Вексель - ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедате ...
Права и обязанности банка
Права банка: - в одностороннем порядке изменить размер процентов по вкладу. При этом уменьшение размера процентов допускается после письменного уведомления Вкладчика либо сообщения об этом в печати или через иные средства массовой информации; - отказать в заключении договора банковского вклада на о ...