• заметное сжатие рынка межбанковских кредитов;
• увеличение доли убыточных кредитных организаций;
• несбалансированность структуры активов и низкое качество пассивов;
• отсутствие должного доверия между кредитными организациями, а также доверия к ним со стороны клиентов.
К числу основных превентивных мер, принятых Банком России, прежде всего относились: привлечение средств кредитных организаций на депозиты, стерилизация ликвидности через операции РЕПО, продажа кредитным организациям облигаций Банка России, а также неоднократное повышение ставки рефинансирования (вместе с ней и процентных ставок по операциям Банка России) и увеличение нормативов обязательных резервов.
Сбои и задержки платежей в РКЦ
Главными недостатками межбанковских расчетов стали сбои и задержки платежей в РКЦ. Одной из их причин является рутинная бумажная технология межхозяйственных расчетов. При акцептной форме расчетов, а также расчетах платежными поручениями, на которые в совокупности приходилось свыше 90% платежного оборота, используются расчетные документы в 5-ти и более экземплярах при каждой оплате, что обусловливает большой поток бумажных носителей финансово - денежной информации. Помимо высокой трудоемкости подобных расчетных операций больше вероятность совершения различного рода ошибок при их проведении. Характерные из них: неполное комплектование документов, подлежащих отправке вместе с банковскими авизо; утеря и разукомплектование их в ходе пересылки, сортировки и обработки в банках РКЦ; засылка не по адресу.
Все эти трудности и недостатки особенно обострились в начальный период внедрения межбанковских расчетов отлаживания работы РКП. Возникли многочисленные неувязки, сбои в платежах и задержки поступления средств на корреспондентские счета банков и расчетные счета их клиентов. Замедлилось также зачисление налоговых и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Коммерческие банки и их клиенты часто не знали реального состояния своих счетов на начало операционного дня, что затрудняло прогнозирование и планирование их деятельности. Осложнилось размещение банками друг у друга депозитов, кредитов ввиду длительного нахождения денежных сумм в пути и уплаты дополнительно ссудных процентов.
Задержки в расчетно-кассовых центрах возникают по следующим причинам: передачей банками документов в РКЦ после истечения установленного операционного дня; необходимостью выяснения с банками принадлежности переводов денежных средств; неудовлетворительным качеством оформления банками документов (неясным оттиском гербовой печати, не проставленными реквизитами банков и их клиентов, а также шифрами расчетных операций); оформлением авизо РКЦ устаревшими печатями.
Однако неточности и ошибки, сбои, хотя и в меньших масштабах, к сожалению, продолжают иметь место. Например:
1. Имеются случаи не зачисления или зачисления не в полной сумме на корреспондентские счета банков платежей в пользу их клиентов.
2. Допускаются факты зачисления на корреспондентские счета банков денежных сумм, не принадлежащих им, или сумм, не соответствующих суммам, обозначенным в документах.
3. Продолжается практика несвоевременной проводки РКЦ по корсчетам банков документов, которые они ежедневно доставляют в РКЦ, что представляет собой серьезное нарушение расчетной дисциплины.
4. В ряде РКЦ бытует практика зачисления средств на корсчета банков без расчетных документов клиентов. По-видимому, это происходит потому, что при сортировке банковской почты не проверяется, ко всем ли поступившим авизо приложены расчетные документы, клиентов. Зачисленные же без документов клиентов на корреспондентские счета банков суммы не могут быть проведены по счетам клиентуры, поскольку по реквизитам, имеющимся в корсчете, невозможно определить принадлежность денежных средств. Поэтому при разработке выписок из корсчетов банки вынуждены суммы, зачисленные на их корсчета без приложений, учитывать на счете N 904 "Прочие дебиторы и кредиторы" как невыясненные поступления. Такие суммы часто достигают сотни миллионов рублей и по некоторым оценкам составляют до 10% баланса коммерческих банков. В результате страдают интересы и клиентуры и самих банков. Из-за не зачисления средств на счета клиентов у последних нередко срывается выполнение обязательств по платежам партнерам по хозяйственным сделкам, по платежам в бюджет и внебюджетные фонда, по кредитам банков и т.п. Штрафы банков и РКЦ за несвоевременное и неправильное зачисление (списание) средств клиентов исчисляются в миллионных суммах.
Еще по теме:
Потребности и предпочтения населения России на
рынке кредитных услуг
Финансовое поведение граждан в Советском Союзе на протяжении многих десятилетий было достаточно очевидным и легко предсказуемым. Имевшая место в стране ситуация товарного дефицита не позволяла населению в полной мере реализовывать свои потребности в товарах и услугах, поэтому значительная часть сбе ...
Регрессные требования гаранта к принципалу
Как отмечалось выше, после совершения платежа по гарантии у банка возникает право предъявления принципалу регрессного требования. Получение возмещения осуществляется в соответствии с условиями договора о предоставлении банковской гарантии, заключенного между банком-гарантом и принципалом. Здесь еще ...
Неэвклидова экономика
Мартовский фьючерс на пшеницу преодолел отметку $14/бушель! Такими заголовками 4 февраля 2008 года наперебой пестрели все зарубежные средства массовой информации, специализирующиеся на биржевых новостях. Затем шел текст примерно следующего содержания. Торги в пятницу на американских зерновых биржах ...