Основная задача российских банков — это качественное клиентское обслуживание. Завоевание клиентской базы в настоящее время банки связывают с внедрением и развитием новых современных услуг и банковских продуктов, в частности, онлайнового обслуживания. Причем в условиях России новые технологии не противоречат развитию региональной и розничной сетей, а, наоборот, позволяют более гармонично их разворачивать.
Кроме того, внедрение и развитие новых технологий в банках — это основа их нормальной работы, без которой невозможно дальнейшее развитие банковской системы в России.
Потребности развивающегося банковского сектора стимулируют совершенствование автоматизированных банковских электронных систем, создание большего количества сетей в мире. Все это создает благоприятные предпосылки для взаимодействия банка с внешней средой, является необходимым условием его нормальной работы. Следовательно, именно в этом направлении можно ожидать наибольшего прогресса развития технологий банковских операций.
Сфера развития современных банковских технологий является предметом исследований и разработок, проводимых различными специалистами — в основном по маркетингу в сфере банковских услуг, банковским информационным системам и технологиям — в целях дальнейшего развития бизнеса банков с корпоративными и частными клиентами. Потребность в таких разработках ощущается практически в любом банке и затрагивает профессиональную деятельность "их банковских специалистов.
За последние годы резко увеличилось количество банков, предоставляющих услугу дистанционного обслуживания счета через Интернет
В настоящий момент интернет-банкинг - один из наиболее прогрессивных и динамично развивающихся банковских сервисов. [13, c. 150];
Каково же сегодня состояние интернет-банкинга? Попробуем оценить тенденции развития рынка интернет-банкинга как одной из форм оказания банковских услуг?
По данным опроса CNews Analytics 2005 году примерно каждый третий банк поддерживал интернет-банкинг. В 2007 системы дистанционного банковского обслуживания установили более половины всех российских банков. В этом году без подобных систем останутся лишь единицы.
Определим клиентскую направленность банков, установивших у себя интернет-банкинг (рисунок 4).
Рисунок 4 –
Клиентская направленность
Как видно из рисунка доля банков, предоставляющих онлайн-услуги только для физических лиц составляет всего лишь 11%, в то время как для клиентов – юридических лиц - 63%. Это говорит о том, что на данный момент наибольшим спросом пользуется интернет-банкинг у корпоративных клиентов, поэтому большое количество банков стремится предоставить этот вид услуги.
Растущая популярность интернет-банкинга лишний раз подтверждает, что на этот нетрадиционный вид банковских услуг появился устойчивый и платежеспособный спрос.
Определим, как работает услуга интернет-банкинга, активно рекламируемая многими кредитными институтами.
Оценка качества услуг интернет-банкинга в России была реализована CNews Analytics на основе как пользовательского подхода к исследованию функциональности систем, так и консультаций с банками и разработчиками решений. [28];
Для исследования были выбраны 100 крупнейших банков по активам физических и юридических лиц. Но поскольку в данной работе рассматривается интернет-банкинг для корпоративных клиентов, то рассмотрим рейтинг для систем интернет-банкинга, предназначенных для юридических лиц.
Методика рейтингования систем интернет-банкинга заключалась в следующем. Для каждой из систем был установлен балл от 1 до 5. Банкам, у которых нет систем интернет-банкинга, присваивался рейтинг 0. Для оценки систем, которые предназначены для юридических лиц, были выбраны два основных параметра (в скобках указаны значения, которые вычитаются из наивысшей оценки, если данный параметр отсутствует):
а) Уровень защиты системы интернет-банкинг;
б) Функциональность системы:
– полноценное расчетное и депозитарное обслуживание с использованием всех стандартных форм платежных и иных документов (1);
– ведение архива платежных документов и поиск информации в архиве по различным критериям (1/2);
– построение различных видов отчетов (1/2);
– мультивалютность, получение в системе суммарных остатков в инвалюте и их эквивалента в национальной валюте (1/2);
– поддержка многопользовательского режима, настройка профилей для каждого пользователя (1/2);
– интеграция с бухгалтерскими программами/экспорт данных (1).
Проведенная по каждой выборке оценка, помимо предусмотренных системой функциональных возможностей, включала, в числе прочих, такие параметры, как полнота описания системы на сайте банка и возможность ознакомления с демонстрационной версией. (Приложение А)
В составленном рейтинге все банки разбиты на группы. В пределах каждой группы объединены финансовые структуры, предоставляющие примерно одинаковый спектр услуг, а разделение внутри группы осуществлялось на основании косвенных факторов, возникающих в процессе ознакомления с системой и консультаций с операторами.
Еще по теме:
Принципы ипотечного кредитования
Ипотеке присущи следующие принципы: 1) Принцип гласности, или публичности. Отражает возможность доступа каждого заинтересованного лица к информации, которая содержится в ипотечной книге; 2) Принцип специальности. Означает возможность установления ипотеки только к определенной недвижимости и в опред ...
Основные направления совершенствования методов
оценки кредитоспособности и кредитования
Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долгам. В мировой банковской практике кредитоспособность клиента являлась и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности кредитования. Способнос ...
Краткая характеристика «Русс-Инвест –Привилегированные акции» и основные экономические показатели фонда
Краткая характеристика фонда: Интервальный паевой инвестиционный фонд акций «РУСС-ИНВЕСТ – Привилегированные акции» предназначен для инвесторов, которые нацелены на получение значительного прироста стоимости паев в результате следования оригинальной стратегии управления на горизонте 12-18 месяцев. ...