обязательный государственный уровень, который обеспечивает перераспределение;
обязательный частный накопительный уровень, обеспечивающий сбережения;
добровольный уровень для тех, кто заинтересован в большей защите, чем могут дать два этих уровня.
Первый уровень похож на государственные пенсионные схемы, акцент в нем делается на перераспределение, прежде всего в пользу тех, у кого доход в течение жизни был низок. На втором уровне размер выплат актуарным образом связан с суммой средств, накопленных за счет уплачиваемых в течение трудовой деятельности взносов и доходов от инвестирования накоплений. Он является полностью накопительным и находится в частном конкурентном управлении. Третий уровень - это добровольные сбережения. Он предоставляет дополнительную пенсию тем, кто хочет больше потреблять в старости.
Обязательность системы объясняется тем, что люди ведут себя недальновидно и не обеспечивают свою старость сбережениями. В итоге в преклонном возрасте они могут стать обузой для общества. Установленный размер взносов в тесной увязке с ними размеров выплат уменьшает стремление уклоняться от уплаты страховых взносов. Одновременно уменьшается заинтересованность в досрочном выходе на пенсию. Принцип накопления снижает нежелательные трансферты между поколениями, способствует, по мнению авторов накопительных схем, формированию долгосрочных национальных сбережений. Частное управление многим представляется более эффективным по сравнению с государственным. Работник может выбрать любую из имеющихся в стране компаний, а также по своему усмотрению и желанию переходить из одной компании в другую.
Роль правительства заключается в том, что оно является регулятором системы, ее финансовым гарантом, а также контролером [8, c.6].
В случае выбора Беларусью предлагаемой многоуровневой системы на пути встанет ряд сложных проблем:
финансирование перехода от распределительной системы к накопительной;
обеспечение доходности накапливаемых средств;
покрытие административных расходов на управление средствами.
Размер финансирования
перехода будет зависеть от пути его реализации. При радикальном способе перехода к многоуровневой системе, все работающие начинают вносить средства на накопительные счета, а поступления в солидарную систему прекращаются. Сразу встает вопрос, из каких источников платить пенсии нынешним пенсионерам, численность которых достигла 2,5 млн.?
Более взвешенным подходом при решении данного вопроса, является введение накопительной схемы только для новых работников на рынке труда (как это сделано в Чили). В этом случае уже в первый год поступления взносов в нашу солидарную пенсионную систему сократятся на 1,8 - 2% (7 - 8 млрд. руб. в месяц). Источников покрытия такого снижения доходов в Фонде нет даже на первый год перехода, не говоря о последующих периодах. Надеяться на поддержку государства в условиях дефицита республиканского бюджета, который он частично даже покрывает за счет средств социального страхования, оснований нет.
Следовательно, введению трехуровневой системы должна предшествовать серьезная работа по укреплению экономики страны. Такой переход должен базироваться на твердой экономической основе. Это организация первичного рынка для казначейских облигаций, пересмотр законов, регулирующих работу финансового рынка, ввод рынка облигаций с залоговым обеспечением и индексацией в зависимости от роста цен, осуществление либерализации предоставления услуг страхования и перестрахования и многое другое.
Еще по теме:
Понятие и виды кредитов
Банковский кредит одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом которых выступает процесс передачи в ссуду денежных средств. Банковский кредит представляется, исключительно, кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций о ...
Понятие кредитоспособности, цели и задачи оценки
кредитоспособности
Кредитование является наиболее распространенным инструментом платного размещения банковских ресурсов. Дихотомия активных операций банка, в том числе и кредитования, заключается в поиске оптимального соотношения риска и доходности. В этой связи одним из важнейших направлений работы коммерческого бан ...
Контрольная функция
государства
Основную задачу о внедрении контрольного механизма взяла на себя Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам. В этом можно убедиться, ознакомившись с перечнем полномочий, которыми наделена Комиссия в соответствии с действующим законодательством РФ. Ей предоставлено право:[23] ϗ ...