В ходе оценки финансово-хозяйственной деятельности коммерческих кредитных организаций анализируются:
-показатели оценки капитала;
-показатели оценки активов;
-показатели оценки доходности;
-показатели оценки ликвидности;
-показатели оценки качества управления банком, его операциями и рисками;
-показатели прозрачности структуры собственности капитала.
Важнейшие конкретные показатели, нормативы деятельности банков были представлены в параграфе 3 пункте 2. В Указании №2005-У выделяются 5 групп банков в зависимости от их экономического состояния. В зависимости от результатов оценки, банк относится в ту или иную группу.
Если говорить о банковском секторе Тюменской области, то в начале рассматриваемого периода (01.07.2008) на территории области работало 19 кредитных организаций, в конце (01.07.2009) – 18. Влияние финансового кризиса на работу кредитных организаций области ощущалось и в 1 квартале 2009 года:
- отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации ООО «Урайский коммерческий банк»;
- почти в 2 раза, по сравнению с 1 кварталом прошлого года, снизился финансовый результат работы банков в 1 квартале текущего года;
- несмотря на рост вкладов физических лиц, рост депозитов и прочих привлеченных средств юридических лиц, ресурсная база кредитных организаций области пока не достигла докризисного периода;
- дефицит ресурсов, наличие рисков невозврата кредитов повлекли сокращение объемов кредитования реального сектора экономики, физических лиц.
Вместе с тем, банки области сохранили свою ликвидность, продолжили своевременно осуществлять платежи своих клиентов и наращивать ресурсную базу для увеличения объемов кредитования.
За рассматриваемое время ОАО «ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК», по мнению сотрудников Управления банковского регулирования и надзора, мог считаться одним из наиболее крупных банков на территории области, успешно справляющимся с кризисными явлениями.
По информации самого банка, в 2008-2009 г. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг Ханты-Мансийского банка с «В+» до «ВВ-» и подтвердило краткосрочный кредитный рейтинг на уровне «В». Так же повышен кредитный рейтинг организации по национальной шкале – с «ruА+» до «ruАА-». Прогноз по рейтингам – «Стабильный».
Банк сумел нарастить как активы, так и собственный капитал, получил положительный финансовый результат по итогам года и по-прежнему продолжил считаться одним из крупнейших потребительских банков в регионе. За период борьбы с кризисом ОАО «Ханты-Мансийский банк» также повысил свою долю в области корпоративного кредитования и обслуживания юридических лиц.
В результате оценки автором нормативов деятельности, банк можно отнести к банкам, имеющим приемлемый уровень риска, позволяющий сохранить финансовую устойчивость, т.е. ко второй классификационной группе. Все нормативы за рассматриваемый период выполнялись, что подтверждается отсутствием штрафных санкций со стороны Банка России.
В целом, оценивая методику Центробанка следует отметить среди достоинств:
-результаты анализа могут быть использованы для формирования сравнительных показателей деятельности кредитных организаций.;
-можно оценить, насколько показатели отдельного банка отличаются от банков, входящих в эту же группу, выявить причины таких различий, проверить, необходимо ли надзорное вмешательство в данном случае.
К недостаткам данной системы оценки относится:
-исключительное констатирование выполнения/невыполнения показателей;
-отсутствие учета региональной, отраслевой и пр. специфики банка;
-многие статьи, требующие расшифровки, остаются “безликими”;
-нет возможности оценить уровень банковского менеджмента;
-оценка статична и оценка ретроспективна;
-не определяется обобщающий результат, определяющий степень надежности банка;
-отсутствует какая-либо определённая система рейтингования и приведения результатов анализа к комплексной конечной оценке надежности банка, учитывающей все влияющие на финансовую деятельность банка факторы.
Изучив иные методики оценки финансово-хозяйственных показателей банков, использующихся в различных рейтинговых агентствах, были выделены 3 основные группы таких методик:
а) Методики, дающие оценку банку по нескольким показателям, которые не интегрируются в единую оценку. Недостатком этих методик является то, что незнакомый с банковской деятельностью пользователь не сможет разобраться в массе показателей, а, следовательно, будет в затруднительном положении при принятии решения о сотрудничестве с банком.
Еще по теме:
Методы осуществления банковских платежей
Существует два метода осуществления платежей. Первый - перевод “по цепочке” (serial). Банк может отправить платежное поручение своему корреспонденту и указать в нем все реквизиты, по которым должен быть произведен платеж, т.е. бенефициара, его банк, банк-посредник, если необходимо, номера счетов, а ...
Кассовое обслуживание клиентов
Лимиты максимального остатка кассы отделений устанавливаются и пересматриваются уполномоченным коллегиальным органом территориального банка, в организационном подчинении которого находятся данные отделения. Лимит максимального остатка кассы устанавливаются с целью сохранности банковских ценностей, ...
Национальный банк Республики Беларусь
Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми а ...