В конце XIX – начале XX в. значение бирж реального товара стало падать. Но, с другой стороны, появился и стал быстро развиваться совершенно новый тип товарной биржи – фьючерсная. Процесс перехода оказался растянутым по срокам и различным по форме в различных странах, а биржевая торговля чугуном, углем, спиртом, солодом, сеном и другими товарами вообще прекратилась.
Товарные биржи в России возникли на рубеже XX столетия в местах наибольшей концентрации торгового спроса и предложения и развивались в зависимости от целого ряда географических, экономических и исторических факторов. До революции товарные биржи были в 77 городах нашей страны.
Русские дореволюционные биржи во многом отличались от западноевропейских и американских. В их развитии преобладали тенденции, чуждые заграничной практике, что вызывало в то время значительную критику за их отсталость, архаизм. Русские биржи, хотя и выработали понятие заменимого товара, но сделок специально биржевых не знали.
На 1 октября 1926 г. – апогей биржевой торговли – в стране насчитывалось 114 товарных бирж. Их членами состояло 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц. Государственные и кооперативные организации составляли 67 %, а частные лица – 33 % участников.
Несмотря на относительно широкое развитие товарных бирж с коммерческо-рыночной точки зрения, они уже для того времени представляли собой достаточно устаревший тип организации торговли.
В дальнейшем, в условиях свертывания нэпа и курса на жесткую централизацию в управлении народным хозяйством, начинает последовательно проводиться линия на ликвидацию товарных бирж. В декабре 1926 г. принято решение о сокращении их числа до 14 и сужении их функций, а в феврале 1930 – о ликвидации.
Независимо от нашего желания, если мы действительно хотим вводить в экономику рыночные отношения, нам придется предпринять третью попытку – после дореволюционного периода и нэпа – введения товарных бирж в хозяйственный механизм. Она требует тщательной предварительной проработки, учета всего имеющегося опыта.[1]
Еще по теме:
Понятие банковского продукта и услуг
Банковский продукт представляет собой шаблон “типовой сделки”. Он описывается как совокупность услуг, которые банк предоставляет клиенту, и ресурсов, которые банк получает от клиента или предоставляет клиенту в рамках типового договора. Описание банковского продукта содержит: 1. Указание на финансо ...
Предварительный этап разработки новых банковских продуктов
Основным источником информации для данной работы является опыт передовых банков России по разработке новых банковских продуктов/услуг. Современные условия развития банковского рынка и запросы клиентов требуют развития существующих и разработки новых банковских продуктов/услуг. Для разработки нового ...
Экономическая характеристика заемщика – ЗАО «КМЭЗ».
Расчет финансовых коэффициентов кредитоспособности для ЗАО «КМЭЗ»
Оцениваемое предприятие - ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод» является старейшим металлургическим предприятием Урала. Со времени его основания в 1757 году Н.Н. Демидовым, завод почти 150 лет являлся железоделательным. Многие годы именно здесь выпускали железо всемирно известной марки "Два ...