Системой депозитного страхования (СДС) - является комплекс мер, обеспечивающих защиту вкладов от их потери владельцам, в случае банкротства банка второго уровня. Создание системы депозитного страхования последовательно вытекает из логики эволюции банковской системы Казахстана. СДС существует, практически во всех странах рыночной экономики и стала неотъемлемой частью их банковской системы. Решение о создании СДС многие страны принимали в периоды кризисов банковской системы: США во время "Великой депрессии", в Великобритании во время банковского кризиса 70-х годов, в Италии - в связи с крахом крупного банка "Банко Амброзиано".
В Казахстане жертвами кризиса в банковской системе стали многие мелкие и крупные банки (например, Крамдсбанк). Банкротство банков связано с низким качеством кредитного портфеля и соответственно с низкой, зачастую отрицательной капитализацией. Многочисленные ликвидации банков показывают, что отсутствует реальный механизм защиты интересов депозиторов. Так, суммарная емкость депозитного рынка в настоящее время составляет свыше 35 млрд. тенге, в то время как минимальные инвестиционные возможности только населения составляют порядка 1,2 - 1,4 млрд. долларов США. Это свидетельствует о незащищенности интересов вкладчиков, несмотря на большие расходы денежных средств, при проведении форумов с целью привлечения инвестиций. Если общество будет уверенно в банковской системе, то оно уже сейчас готово инвестировать в экономику через банковские депозиты огромные суммы денег.
Создание системы депозитного страхования способствует решению поставленной задачи безопасности банковских депозитов. Вера в отдельные хорошие банки прошла, и общество осторожно воспринимает различные эффекты вдруг резкого улучшения деятельности того или иного банка. На этом фоне создание цивилизованной, рыночной и объективной системы защиты интересов депозиторов является качественно другим решением проблемы. Важным качеством данной системы для условий Казахстана является ее объективность, по-другому бескомпромиссность.
С учетом отечественной специфики создания системы страхования вкладов, призвано решать следующие основные задачи:
1. Создание гарантий вкладчикам (защита вкладчика)
2. Формирование на этой основе реального механизма предотвращения кризиса банковской ликвидности и массового изъятия средств с депозитных счетов (повышение доверия к банковскому сектору страны);
3. Вхождение межбанковской конкуренции в более цивилизованное русло (снижается эффект лоббирования интересов банков всевозможными деятелями).
4. Оздоровление экономики.
Кроме того, СДС позволяет создать более отработанный механизм разграничения сфер, компетенции и ответственности основных субъектов банковской системы. Основу этого составляет разделение риска сторон. Особое внимание при этом следует уделить сохранению баланса ответственности банка за рискованность совершаемых операций и потенциальных клиентов за выбор достойного банка. С учетом сложившихся условий, рекомендовано развивать в Казахстане обязательную, императивную, полную, государственную систему депозитного страхования.
5 ноября 1999 года были приняты Правила обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня в Республике Казахстан. Создание системы депозитного страхования является одним из направлений комплекса мер, нацеленных на обеспечение стабильности финансовой системы. В Казахстане обязательность системы страхования банковских депозитов распространяется только на определенную категорию банков. Так, первоначально в систему гарантирования вошли самые стабильные банки, выполняющие пруденциальные нормативы и отнесенные к первой группе по переходу к международным стандартам. Учитывая, что согласно правилам гарантирования, в систему могут войти в добровольном порядке и другие банки, а также то, что участие в системе влечет за собой коллективную ответственность всех ее участников, Национальным банком и Казахстанским фондом гарантирования вкладов при разработке правил включения банков второго уровня в систему гарантирования, были установлены жесткие критерии отбора, вновь вступающих банков.
В общей сложности в банках – участниках сосредоточено свыше 90% всех депозитов населения. В соответствии с правилами гарантирования резерв фонда для выплаты возмещения формируется за счет перечисления банками – участниками обязательных календарных взносов. Кроме этих средств, в случае необходимости фонд вправе использовать до 500 млн. тенге за счет своего уставного капитала, а также привлечения дополнительных взносов банков – участников и займов от Правительства, Национального банка или других организаций. Погашения займа может производиться за счет возврата активов ликвидируемого банка и чрезвычайных взносов банков - участников системы гарантирования. В 2002 году для всех банков - участников была установлена единая ставка очередных календарных взносов в размере 0,25% от суммы застрахованных депозитов.
Еще по теме:
Государственное регулирование деятельности товарных бирж. Комиссия по
товарным биржам
Для осуществления государственного регулирования и контроля деятельности товарных бирж при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур создается Комиссия по товарным биржам. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конститу ...
Основные понятия и функции маркетинга страхования
Служба маркетинга страховой компании рассматривается как мозговой центр, как источник обоснованной информации и рекомендаций по многим вопросам текущей и перспективной деятельности страховщика. Центральной фигурой страхового рынка становится страхователь, интересами и потребностями которого в страх ...
Факторинговые услуги малому бизнесу
Факторинг наиболее востребован в тех сегментах рынка, где присутствует заметная конкуренция между продавцами, и где возможно предоставление поставщиками товаров и услуг на условиях отсрочки платежа. Это целевой инструмент, направленный на финансирование оборотных средств, что при определенных усили ...