В концепцию развития банка, как правило, включаются: миссия банка, местоположение банка на финансовых рынках, принципы клиентской и кредитной политики, принципы менеджмента, имидж банка. Благополучный банк должен иметь безупречный имидж, стабильные темпы роста, занимать определенную долю на сегментах финансового рынка, иметь солидную клиентскую базу, минимальные издержки, оптимальный уровень риска.
Миссия - это цель, для которой организация существует и которую планируется выполнить в определенный период времени. Миссия является базисом, точкой опоры для деятельности организации и помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении. Предпочтительно сочетать короткий лозунг, позволяющий однозначно определить основное направление действий банка с более подробным текстом концепции развития. Содержание концепции развития организации в этом аспекте включает в себя следующие пункты:
- Описание продуктов и услуг, предлагаемых организацией.
- Характеристику рынка - определение основных потребителей, клиентов, пользователей и партнеров.
- Цели организации в терминах роста, доходности, прибыли
- Технологию и инновации.
- Философию - взгляд на базовые ценности организации и основы системы мотивации.
- Внутреннюю концепцию - источники существования, степень конкурентоспособности, факторы выживания.
- Внешний образ компании - имидж компании, подчеркивающий ее экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями и обществом, в целом.
Заметим, что грамотно сформулированные, озвученные миссия и концепция банка способствуют не только привлечению клиентов и улучшению связей с партнерами банка, но и повышают заинтересованность и лояльность его сотрудников.
Миссия универсального банка может быть примерно следующей. Банк:
- содействует в становлении и развитии предприятий всех типов собственности;
- оказывает содействие предпринимательской деятельности граждан;
- гарантирует своим клиентам квалифицированный банковский сервис на уровне международных стандартов;
- предоставляет все возможности для сотрудничества с деловыми партнерами в различных странах мира;
- способствует развитию домашних хозяйств и сохранению сбережений населения;
- действует в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации…
Следующим этапом организационной разработки является стратегический план развития. Отличие стратегии от концепции или "миссии" в том, что стратегия - "… это не абстрактная вещь, это сильная деловая концепция плюс набор конкретных реальных действий" , который способен воплотить данную концепцию в жизнь, привести к созданию реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. В принципе, оптимальной является стратегия, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность и развитие компании при любых экономических условиях.
В зависимости от концепции развития банка с учетом его специализации и на основе SWOT-анализа необходимо разработать долгосрочный план развития банка, ставящий во главу достижение главной стратегической задачи или их комплекса на долгосрочный период. С экономической точки зрения, эта задача (или их комплекс) может быть выражена как в качественных - просто выживание, рост места на рынках, занятие лидирующего положения в том или ином сегменте финансового рынка и т.д., так и в количественных показателях - рост валюты баланса и капитала банка до определенной величины, достижение определенной рентабельности капитала, вала чистой прибыли, получение лицензии определенного вида (валютной, генеральной, "золотой") и т.д.
Стратегические цели предполагают тактические решения - способы извлечения прибыли от операций, сроки и условия исполнения, а также вариантный регламент исполнения, спектр предлагаемых банковских услуг, приближенный план роста валюты баланса и капитала банка, клиентской базы, структуру и динамику активов и пассивов банка, план по величине прибыли. Содержание логики перехода от стратегического планирования к тактическим решениям и финансовому планированию раскрывают следующие структурные элементы:
Определение и формулирование системы целей, которые преследует субъект стратегического планирования. Анализ исходного уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий плановому периоду. Определение объема и структуры потребностей рынка в планируемом периоде, в результатах функционирования соответствующих подсистем стратегического планирования.
Выявление структуры и объема ресурсов, имеющихся в наличии на начало планируемого периода и вновь создаваемых в планируемом периоде.
Согласование ресурсов и потребностей в них для подсистем различного уровня путем преодоления противоречий и несоответствий, ранжирования потребностей и подготовка управленческих решений в форме прогнозов, программ, планов и бюджетов.
Еще по теме:
Модели в практике ипотечного кредитования
В зарубежной практике ипотечного кредитования сложились две основные модели – модель ипотечной компании и сберегательного банка. Модель ипотечной компании основана на ипотечных ценных бумагах. Ипотечная облигация – это долгосрочная ценная бумага, выпускаемая под обеспечение недвижимым имуществом и ...
Отражение кредитных отношений
в финансовом бухгалтерском учете ссудозаемщиков
Кредитные отношения отражаются в регистрах журнально-ордерной формы бухгалтерского учета. Для этого предназначены журнал-ордер № 4-АПК и ведомость № 26-АПК. При этом в соответствии с Планом счетов, введенным в действие с 2001 г., учет задолженности сельхозпроизводителей по краткосрочным кредитам и ...
Кассовое обслуживание клиентов
Лимиты максимального остатка кассы отделений устанавливаются и пересматриваются уполномоченным коллегиальным органом территориального банка, в организационном подчинении которого находятся данные отделения. Лимит максимального остатка кассы устанавливаются с целью сохранности банковских ценностей, ...