Государственное регулирование и надзор банковской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан. Контроль и надзор за деятельностью банков второго уровня РК осуществляется Агентством Республики Казахстан по peгулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на основании Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. №474-11 «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» [7]. Кроме того, организация банковского надзора в Республике Казахстан основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.
Составной частью политики Республики Казахстан в сфере регулирования и надзора национального финансового рынка являются приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной практики по этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одного специализированного органа.
В Казахстане в целях внедрения надзора за деятельностью банков на консолидированной основе еще в 2001 г. были приняты, инициированные Национальным Банком Республики Казахстан, изменения и дополнения в Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» [6], устанавливающие основные принципы осуществления такого надзора. Кроме того, Национальным Банком были разработаны ряд нормативных правовых актов по вопросам консолидированного надзора, в частности:
1) «Правила участия банка второго уровня в уставном капитале других юридических лиц, а также выдачи разрешения на создание или приобретение банком второго уровня дочерней организации» от 14 ноября 2001 г. №427;
2) «Правила предоставления отчетности и сведений крупными участниками банков и банковскими холдингами» от 25 июня 2001 г. №256;
3) Правила о порядке дачи согласия Национального банка Республики Казахстан на приобретение статуса крупного участника банка второго уровня или банковского холдинга от 25 июня 2001г. №255;
4) Правила составления консолидированной финансовой отчетности банками второго уровня Республики Казахстан от 11 февраля 2000 г. №25;
5) Правила о пруденциальных нормативах для банковских групп от 25 июля 2003г. №250;
6) Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 12 июля 2003 г.
Главным мотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства и активизировать их деятельность.
Характерная особенность нового этапа реформы заключается в создании четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции в банковском секторе. Государственное регулирование позволяет определить наиболее важные, приоритетные отрасли экономики, целенаправленно и рационально использовать имеющиеся ресурсы.
В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую позицию в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан.
До 2004 г. Нацбанк был единственной организацией регулирующей деятельность банковского сектора Казахстана. Важным фактором развития банковского сектора страны стало начало деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального Банка.
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» банк - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое правомочно осуществлять банковскую деятельность. Официальный статус банка определяется государственной регистрацией юридического лица в качестве банка в органах Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - органы Министерства юстиции) и наличием лицензии Национального банка Республики Казахстан (далее - Национальный банк) на проведение банковских операций [6].
Еще по теме:
Анализ состояния кредитного портфеля в ОАО «МДМ Банк»
ОАО «МДМ Банк» оказывает широкий спектр услуг по краткосрочному и долгосрочному кредитованию корпоративных клиентов в российских рублях и иностранной валюте. Предоставляя услуги по кредитованию, Банк руководствуется принципами поддержания ликвидности своего баланса и обеспечения необходимого уровня ...
Формирование рынка страхования государственного
имущества и его инфраструктуры
Низкая эффективность управления рынком страхования государственным имуществом, в первую очередь, обусловлена отсутствием практики, как стратегического, так и оперативного планирования на уровне предприятий. В результате государство как собственник (совладелец) предприятия не в состоянии решать зада ...
Принципы кредитования
Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые представляют собой требования к организации кредитного процесса. В зависимости от конкретной стадии процесса кредитования принципы кредитования необходимо увязывать со спецификой каждого этапа. К принципам ...