Государственное регулирование и надзор банковской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан. Контроль и надзор за деятельностью банков второго уровня РК осуществляется Агентством Республики Казахстан по peгулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на основании Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. №474-11 «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» [7]. Кроме того, организация банковского надзора в Республике Казахстан основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.
Составной частью политики Республики Казахстан в сфере регулирования и надзора национального финансового рынка являются приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной практики по этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одного специализированного органа.
В Казахстане в целях внедрения надзора за деятельностью банков на консолидированной основе еще в 2001 г. были приняты, инициированные Национальным Банком Республики Казахстан, изменения и дополнения в Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» [6], устанавливающие основные принципы осуществления такого надзора. Кроме того, Национальным Банком были разработаны ряд нормативных правовых актов по вопросам консолидированного надзора, в частности:
1) «Правила участия банка второго уровня в уставном капитале других юридических лиц, а также выдачи разрешения на создание или приобретение банком второго уровня дочерней организации» от 14 ноября 2001 г. №427;
2) «Правила предоставления отчетности и сведений крупными участниками банков и банковскими холдингами» от 25 июня 2001 г. №256;
3) Правила о порядке дачи согласия Национального банка Республики Казахстан на приобретение статуса крупного участника банка второго уровня или банковского холдинга от 25 июня 2001г. №255;
4) Правила составления консолидированной финансовой отчетности банками второго уровня Республики Казахстан от 11 февраля 2000 г. №25;
5) Правила о пруденциальных нормативах для банковских групп от 25 июля 2003г. №250;
6) Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 12 июля 2003 г.
Главным мотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства и активизировать их деятельность.
Характерная особенность нового этапа реформы заключается в создании четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции в банковском секторе. Государственное регулирование позволяет определить наиболее важные, приоритетные отрасли экономики, целенаправленно и рационально использовать имеющиеся ресурсы.
В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую позицию в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан.
До 2004 г. Нацбанк был единственной организацией регулирующей деятельность банковского сектора Казахстана. Важным фактором развития банковского сектора страны стало начало деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального Банка.
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» банк - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое правомочно осуществлять банковскую деятельность. Официальный статус банка определяется государственной регистрацией юридического лица в качестве банка в органах Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - органы Министерства юстиции) и наличием лицензии Национального банка Республики Казахстан (далее - Национальный банк) на проведение банковских операций [6].
Еще по теме:
Регрессные требования гаранта к принципалу
Как отмечалось выше, после совершения платежа по гарантии у банка возникает право предъявления принципалу регрессного требования. Получение возмещения осуществляется в соответствии с условиями договора о предоставлении банковской гарантии, заключенного между банком-гарантом и принципалом. Здесь еще ...
Тенденции развития рынка ценных бумаг Германии
Германия занимает третье место среди ведущих стран по значимости рынка ценных бумаг в накоплении капитала, а по многим показателям занимает первое место в Европе. В то же время доля Германии на мировом рынке ценных бумаг составляет всего 2,5 %, что связано с достаточно поздним развитием самого рынк ...
Депозиты и вклады
На первый взгляд остатки на расчетных счетах клиентов являются самым дешевым источником ресурсов для коммерческих банков, поскольку проценты по ним или совсем не начисляются, или начисляются по низким ставкам. Однако ведение расчетных счетов включает расчетно-кассовое обслуживание клиентов, которое ...