Постановка финансового управления в банке заключается в разработке системы управленческих отчетов и процедур принятия решений на их основе. Модель финансового управления является расширением методики "Оперативного бюджета банка" и охватывает следующие вопросы:
- сегментирование бизнеса;
- финансовое планирование и бюджетирование по Центрам финансовой ответственности (ЦФО);
- трансфертное управление ресурсами;
- учет затрат по методу ABC (Activity Based Costing);
- ведение управленческого учета;
- получение финансовой отчетности (МСФО);
- получение управленческой отчетности для высшего руководства банка;
- расчет коэффициентов и показателей.
Сегментирование бизнеса
В основе финансового управления сегментами лежит идея разделения банковского бизнеса на независимые бизнес-направления с одной стороны, и выделения из организационной структуры доходоприносящих и затратных центров (Центров прибыли и Центров затрат), с другой стороны. Сегментация проводится в соответствии с МСФО 14 "Финансовая информация по сегментам", в котором бизнес может быть представлен в виде сегментов, выделенных по производственному и/или географическому принципу. Сегментирование позволяет выявить основные источники доходов и затрат, установить персональную ответственность сотрудников банка за финансовые показатели и результаты.
При сегментировании бизнеса по производственному признаку в Головном банке выделяются специальные подразделения или ответственные исполнители, которые отвечают за развитие бизнес-направлений. В их задачи входят: анализ рынка, разработка продуктовой линейки, вывод продуктов на рынок, передача информации о новых продуктах в Центры прибыли, разработка технологий продажи и учета, доведение технологий до сотрудников банка, контроль качества предоставления продуктов подразделениями банка. Данные подразделения составляют годовые бизнес-планы и бюджеты своих бизнес-направлений.
Выделение Центров прибыли и затрат отражает выделение сегментов по географическому признаку. Так, филиалы могут быть представлены отдельными Центрами прибыли. Финансовое управление Центрами прибыли заключается в планировании и анализе финансовых показателей и результатов деятельности Центров прибыли в разрезе бизнес-направлений или еще детальнее, в разрезе продаж банковских продуктов.
Таким образом, с точки зрения концепции финансового управления, Центры прибыли являются точками продаж банковских продуктов бизнес-направлений.
Финансовое планирование и бюджетирование по ЦФО
Данная часть модели финансового управления в последнее время широко обсуждалась в кругах банковских менеджеров и аналитиков. В настоящий момент бюджетирование как инструмент финансового управления применяется в подавляющем большинстве банков.
Бюджетирование в банке заключается в планировании, учете, контроле исполнения и анализе отклонений бюджетов активов и пассивов (БАП) и Финансового плана (ФП). В рамках ФП планируются:
- бюджет операционных доходов и расходов;
- смета накладных расходов;
- смета капитальных вложений.
Бюджеты планируются на год с разбивкой по кварталам. Минимальный период бюджетирования - месяц. Первичные бюджеты ведутся в валютах номинала сделок с приведением к сводной валюте бюджета. Бюджеты ведутся по банку в целом, а также в разрезе сегментов: ЦФО и бизнес-направлений.
Различают три варианта ведения бюджетов по сегментам:
Вариант 1 "ЦФО однозначно входят в бизнес-направление" |
В этом случае по ЦФО ведутся БАП и ФП. Бюджеты бизнес-направлений - есть сумма бюджетов ЦФО, входящих в бизнес-направления. Сумма по бюджетам бизнес-направлений равна сумме бюджетов по ЦФО и равна консолидированному брутто-бюджету банка. |
Вариант 2 "Бюджеты ЦФО и бизнес-направлений ведутся раздельно и связаны через аллокации" |
По ЦФО ведутся только накладные расходы и капитальные вложения. По бизнес-направлениям ведутся БАП и ФП в части операционных доходов и расходов. Накладные расходы и капитальные вложения аллокируются на бизнес-направления через матрицы участия ЦФО в работе бизнес-направлений. |
Вариант 3 "Бюджеты ЦФО ведутся в разрезе бизнес-направлений" |
Также как и в первом варианте по ЦФО ведутся БАП и ФП. Но только статьи бюджетов ЦФО сразу ведутся в разрезе нескольких бизнес-направлений. Это касается статей БАП и операционных доходов и расходов. Накладные расходы ведутся просто по ЦФО, а на бизнес-направления аллокируются. |
Еще по теме:
Основные направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан
на 2005-2007 годы
Национальный Банк Республики Казахстан в 2003-2005 годы наметил действовать в следующих направлениях. Первое. Обучать работников бухгалтерской службы банков второго уровня международнвм стандартам финансовой отчетности. Разработать для страховых (перестраховочных) организаций типовой план счетов и ...
Пассивные операции банка
Под пассивными операциями понимаются такие операции банков, в результате которых происходит формирование ресурсов банков. Ресурсы коммерчески банков формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именн ...
Правовые основы реализации функций интернет-банкинга
Важными технологическими составляющими электронной банковской деятельности, в том числе и возможность предоставления услуги интернет-банкинга является электронная форма заключения сделок и электронные расчеты. Все это обуславливает необходимость использования нормативно-правовой базы в области прав ...