Управление банковскими ресурсами представляет собой деятельность, связанную с привлечением денежных средств вкладчиков и других кредиторов, определением величины и соответствующей структуры источников денежных средств в тесной увязке с их размещением [Мороз, с.51].
Управление ресурсами коммерческих банков можно условно подразделить на два уровня — уровень государства и уровень самого коммерческого банка. При этом на каждом уровне управления используются как экономические, так и организационные методы. Сами же методы прямо либо косвенно воздействуют на величину ресурсов коммерческих банков.
На уровне государства управление ресурсами коммерческих банков происходит через разные учреждения, в основном через Национальный банк Украины с использованием различных инструментов. Более детально этот вопрос был рассмотрен в п.1.5.
Важная роль в управлении банковскими ресурсами принадлежит самим коммерческим банкам. При этом им необходимо выполнять требования Национального банка Украины о соблюдении коммерческими банками установленных экономических нормативов, а также проводить сбалансированную пассивную и активную политику.
Для того чтобы мобилизовать временно свободные денежные средства и превратить их в реальные кредитные ресурсы, коммерческие банки должны осуществлять мероприятия, которые стимулировали бы привлечение вкладов и обеспечивали бы их сохранность.
В развитии операций по привлечению свободных денежных средств важное значение имеет качество обслуживания клиентов — наличие информации об условиях привлечения средств во вклады, быстрота обслуживания, доброжелательное отношение ко всем клиентам и т. п. Качество обслуживания клиентов во многом зависит от квалификации аппарата банка, который должен учитывать не только свои собственные интересы, но и интересы клиентов, в частности, выплачиваемый вкладчикам размер дохода. По своему экономическому назначению процент должен стимулировать концентрацию свободных денежных средств в коммерческих банках, что возможно путем использования ими свободных и рыночных ставок депозитных процентов.
Стимулирующий эффект процента по вкладам зависит главным образом от уровня и дифференциации процентных ставок в зависимости от вида, срока вклада, периода уведомления об изъятии и т. п. Если при определении процентной ставки будут учтены также темпы инфляции, то повысится ценность самих денег, а увеличение вкладов -поможет сбить ажиотажный спрос па потребительском рынке. Кроме того, повысится ответственность государства и коммерческих банков за эффективное использование денежных накоплений и сбережений, что будет способствовать развитию не только коммерческого банка, но и народного хозяйства в целом.
Привлечению средств вкладчиков в коммерческие банки способствует изменение порядка выплаты процентов. Ведь большая часть коммерческих банков выплачивает проценты по вкладам один раз в год. Поэтому в условиях острого дефицита на банковские ресурсы коммерческие банки стали выплачивать проценты по вкладам ежеквартально или даже ежемесячно, что позволило им привлекать средства по более низким процентным ставкам.
Одним из направлений работы коммерческих банков в области привлечения ресурсов является использование различных видов ценных бумаг, в частности, сертификатов. Следует также развивать спектр банковских услуг для вкладчиков, что будет стимулировать внесение средств на счета в коммерческих банках.
Еще по теме:
Содержание анализа и оценки финансового состояния банка
Финансовый анализ как практика, как вид управленческой деятельности предшествует принятию решений по финансовым вопросам, являясь этапом, операцией и условием их принятия (информационно-аналитическим обеспечением), а затем обобщает и оценивает результаты решений на основе итоговой информации. Финан ...
Устав товарной биржи и включение в перечень товарных бирж
В уставе биржи должны быть определены: - структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений; - размер уставного капитала; - перечень и порядок формирования постоянных фондов; - максимальное количество членов биржи; - порядок приема в члены биржи, приоста ...
Пластиковые карты в Казахстане
Платежные карты занимают второе место среди используемых платежных инструментов физическими лицами после переводов. Казахстанский рынок платежных карт характеризуется высокими темпами увеличения количества платежных карт в обращении и сумм проводимых операций. В то же время, хотя количество выпущен ...