Управление ресурсами коммерческих банков означает не только привлечение и размещение денежных средств, но и определение оптимальной структуры источников образования для конкретного банка.
Коммерческий банк должен поддерживать определенное соотношение между собственными и привлеченными средствами. Чрезмерное наличие привлеченных средств усиливает риск и повышает потенциальную угрозу неплатежеспособности коммерческого банка, а также возможность попадания его под «контроль» других коммерческих банков и кредиторов, что может позволить последним воздействовать как на текущую деятельность, так и на проведение коммерческим банком кредитной политики в целом.
Преимущественное формирование банковских ресурсов за счет собственного капитала — также не лучшая политика для коммерческого банка. Это связано, в частности, с возможностью потери определенной группой акционеров контроля над коммерческим банком, снижением уровня выплачиваемых дивидендов и рыночной стоимости акций. Как следствие, несбалансированность в структуре капитала (значительный удельный вес собственного капитала или привлеченных средств) может привести к ухудшению показателей, характеризующих деятельность коммерческого банка, к снижению его имиджа на рынке денежных ресурсов.
Следовательно, основная цель коммерческого банка — выбрать такую структуру банковского капитала, которая при наименьших затратах на формирование банковских ресурсов будет способствовать поддержанию стабильного уровня дивидендов и доходов, а также репутации коммерческого банка на уровне, достаточном для привлечения им необходимых денежных ресурсов на выгодных условиях.
Таким образом, целью банковского менеджмента в сфере управления обязательствами банка является привлечение достаточного объема средств с наименьшими затратами для финансирования активных операций, которые намерено осуществить банк. Следовательно, в процессе формирования фондов менеджмент должен учитывать два основных параметра управления - стоимость привлеченных средств и их объем.
Для обеспечения желаемой структуры, объемов и уровня расходов по депозитным обязательствам менеджмент использует различные методы привлечения средств, которые в целом сводятся к двум группам - ценовые и неценовые методы управления привлеченными средствами.
Сущность ценовых методов заключается в использовании процентной ставки по депозитам как главного рычага в конкурентной борьбе за свободные денежные средства физических и юридических лиц. Повышение предлагаемой банком ставки позволяет привлечь дополнительные ресурсы. И, наоборот, банк, перенасыщен ресурсами, но ограничен немногими прибыльными направлениями их размещения, сохраняет или даже уменьшает депозитные ставки.
Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые напрямую не связаны с изменением уровня депозитных ставок. К таким приемам относятся реклама; улучшенный уровень обслуживания; расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг, комплексное обслуживание; дополнительные виды бесплатных услуг; расположения филиалов в местах, максимально приближенных к клиенту; приспособления графика работы к потребностям клиентов и т.д. В условиях обострения конкурентной борьбы в банковской сфере менеджмент большое внимание уделяет именно неценовым методам управления, поскольку повышение депозитных ставок имеет ограничения, и не всегда такой метод управления можно применять [49].
Еще по теме:
Характеристика системы ипотечного кредитования в АО «Темирбанк»
АО «Темирбанк» с конца 2001 года начал предоставлять ипотечные кредиты на приобретение жилья на первичном рынке в рамках реализации «Программы ипотечного кредитования жилищного строительства в Республике Казахстан». Роль АО «Темирбанк» в реализации данной Программы заключается в организации схемы п ...
Особенности заключения договора имущественного страхования на предприятии
Заключение типового контракта. Большинство страховых компаний предлагают типовой контракт, который имеет смысл заключать, если предприятию необходимо срочно и без лишних процедур застраховать имущество от основных рисков (пожара, кражи и т.п.). Для этого следует самостоятельно оценить параметры стр ...
Принципы и направления формирования правовой системы регулирования
рынка
По итогам первой половины 90-х гг. прогресс России в области нового законодательства и правовых институтов оценивался относительно невысоко - как “некоторый по законодательству и незначительный по институтам”. Россия заметно отставала от лидеров - стран первой группы (Польша, Словения, Венгрия, Хор ...