В условиях рыночной экономики вопрос об эффективном управлении финансовыми результатами банков второго уровня приобретает исключительную актуальность. В коммерческих банках Центрального и Северного регионов не уделяется достаточного внимания на повышение доходных статей и снижение расходной части баланса, что нельзя оправдать лишь теми трудностями, которые возникают.
Контроль затрат, их снижение и рационализация структуры доходов и расходов относятся к первоочередным задачам управления финансовыми результатами коммерческих банков, которые необходимо решать постоянно, особенно в период сокращения прибыльности. Он должен быть высококачественным, т.е. достоверным, оперативным, сопоставимым. В связи с тем, что в последние годы менялись формы отчетности, введены новые условия хозяйствования для коммерческих банков, различные инструкции и положения, становится возможным полностью реализовать принципы сопоставимости финансовых результатов. Снижается и достоверность, так как нет уверенности, что последние изменения будут стабильны хотя бы несколько лет. В отдельных случаях изменения не носят принципиального характера, но все равно они имеют значение, особенно в условиях компьютеризации.
К сожалению, в экономической литературе недостаточно освещаются вопросы анализа эффективности финансовых результатов коммерческих банков Республики Казахстан. До настоящего времени не сложилась законченная организационная структура аналитического механизма. Существующие методы управления финансовыми результатами не обеспечивают полноту выявления неиспользованных резервов, управление затратами и доходами подчас носит эпизодический характер, результаты не обобщаются. А ведь их рациональная структура имеет основное значение для успешного выживания.
Важным аспектом управления финансовыми результатами является сокращение затрат, который в большинстве случаев характеризуется как метод корректирования ошибок, ориентированный на полученные результаты. Сокращение расходов подразумевает в большинстве случаев рост применения информационных технологий и стандартизации, которые могут стать новыми основами успеха. Компьютеры надежно и быстро собирают и анализируют информации, заменяя ручной процесс.
1. Управление расходами, помимо поиска компенсации для сокращающихся доходов и управления их ростом, - стратегия выживания. Сокращение расходов в большинстве случаев - программа малопопулярная, требующая организованности, дисциплины и твердости.
2. Успешное управление расходами - решающая и неизменная часть культуры предпринимательства с ее жесткими и мягкими, официальными и неофициальными элементами. Тот, у кого нет соответствующей культуры предпринимательства, еще долго будет возиться с жесткими краткосрочными программами сокращения расходов. Стойкого улучшения невозможно достичь без соответствующей постоянной и последовательной задачи.
3. Каждое разумное сокращение расходов или рациональная структура доходов и расходов начинается с организованной, самокритичной инвентаризации и формулирования, целей в рамках общей стратегии: неверная формулировка целей у многих банков все еще слишком небрежное. Необходимо избегать противоречия между целью и действиями, чтобы уменьшать расходы.
4. Эффективное управление расходами предполагает наличие хорошего управления информационными системами (УИС). Только хорошего УИС может служить основой разумных расчетов доходов и расходов. Надежное УИС должно быть, насколько это возможно, транспарантным, чтобы получить и сохранить "внутреннюю достоверность". Отдельные внутренние расчеты расходов, проводимые по поручению и за счет какого-либо подразделения. Должны быть четко встроены в общую систему. Получатель услуг в идеале должен иметь возможность непосредственно влиять на их количество и качество. Для услуг, пользующихся спросом на рынке, внешняя рыночная цена является верхним пределом стоимости. Внутренняя расчетная цена должна покрывать расходы на оказание услуг наиболее эффективных специалистов и подразделений и не содержать никакой прибыли. Создание надежного и доступного для анализа управления информационными системами - подготовительный этап и предпосылка привлечения всевозможных внешних и внутренних источников оказания услуг.
5. Эффективным способом снижения расходов оказывается успешное соглашение о кредитах с ценой, регулируемой с учетом риска, а также дисциплина сама по себе: плохая дисциплина исполнения и контроля, а также списание стоимости с баланса и отчисления в резервный фонд по кредитам и статьям бюджета являются точно такими же издержками. Как и другие расходы. Решение заключается в последовательной предпринимательской культуре, в регулировании цен с учетом риска, а также в добросовестной учебе и повышении квалификации.
Еще по теме:
Основные виды бюрократических организационных структур банка
банк коммерческий счет бюрократический Правильно выбранная внутренняя организационная структура банка, своевременная ее трансформация в соответствии с меняющимися обстоятельствами — важные, строго обязательные условия реализации банком своей стратегии и планов, его эффективной деятельности сегодня ...
Характеристика инвестиционного климата в Украине
Экономика Украины очень нуждается в притоке новых инвестиций. Общая потребность в инвестициях, по мнению некоторых экспертов, составляет порядка $100 млрд. В 2001 году определенные позитивные изменения здесь произошли. Так, инвестиции в основной капитал выросли на 17% и составили около 23 млрд. гр. ...
Методы кредитования юридических лиц
Методы кредитования - это способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования, определяющие характер связи движения кредита с процессом кругооборота фондов и заемщика. В дореформенный период отечественной банковской практикой были выработаны два метода кредитования: - по ост ...