Кредитный рейтинг, как механизм повышения инвестиционной привлекательности коммерческих банков.
В последнее время мы едва ли не ежедневно слышим о необходимости инвестиций в отечественную экономику. Не секрет, что не только зарубежными, но и казахстанскими финансовыми институтами накоплены значительные свободные капиталы, которые должны работать. В условиях, когда инвестировать эти капиталы напрямую слишком рискованно, финансовые институты предпочитают работать на рынке в качестве кредиторов, перекладывая значительную часть рисков на заемщика. Соответственно, инвестиционная привлекательность банков второго уровня Республики Казахстан является комплексной характеристикой, которая не исчерпывается параметрами и свойствами, существенными для прямых инвесторов и рисками, влияющими для них при вложении капитала в конкурентные проекты, сферы, операции.
Для привлечения инвестиций в форме синдицированных займов и вложений в ценные бумаги наиболее важным для инвестора (кредитора) является способность заемщика к своевременному выполнению как взятых на себя ранее, так и будущих долговых обязательств. Комплексную оценку способности заемщика к полному и своевременному выполнению долговых обязательств на весь срок погашения долга или период обращения ценной бумаги с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и социально-политической ситуации отражает рейтинг кредитоспособности, иди кредитный рейтинг.
Сегодня необходимостью получения международного кредитного рейтинга, в первую очередь, озабочены отечественные финансовые институты, деятельность которых выходит за рамки внутренних долговых рынков. Выгода здесь очевидна: когда инвестор доверяет, ему нет нужды перестраховывать свои риски. В итоге кредит достается дешевле.
Наличие кредитного рейтинга раскрывает объективные финансовые возможности банка, повышает репутацию института как готовой для приема инвестиций и открытой для диалога с инвесторами. Достаточно высокий кредитный рейтинг, присвоенный специализированным рейтинговым агентством, повышает возможности коммерческого банка при любой финансовой операции. Независимо от того, используется ли рейтинг для привлечения инвестиций. Получения кредитов, выпуска ценных бумаг, или расширения деятельности, кредитный рейтинг позволяет менеджменту банка, демонстрируя свою кредитоспособность, заключать сделки на более выгодных для себя условиях.
Кредитный рейтинг является эффективным средством. При помощи, которого банки могут сообщить и своей кредитоспособности инвесторам, покупающим долговые обязательства, банкам-контрагентам, поставщикам и клиентам, заключающим долгосрочные контракты с муниципалитетом. Рейтинг также является важной составной частью общей программы поддержания отношений, с инвесторами способствуя повышению общей инвестиционной привлекательности.
Смысл применения рейтингов заключается в том, что заемщики знают о своей кредитоспособности больше, чем их потенциальные кредиторы, и поэтому могут избирательно открывать информацию о себе таким образом, чтобы предъявить себя в наилучшем свете. Потенциальные кредиторы знают, что каждый заемщик изначально имеет мотивы к подаче искаженной картины о своем реальном состоянии. Поэтому инвестору необходимо получить достоверную информацию о кредитоспособности заемщика. А последнему, в свою очередь, - убедить кредитора в своей надежности. По мере дальнейшего роста рынка заимствований, самостоятельные исследования кредитных рисков постепенно перерастают служить надежным источником информации для принятия инвестиционных решений.
Решать эту проблему помогают кредитные рейтинги независимых международных и национальных рейтинговых агентств. Кредитный рейтинг - это заключение не только о способности, но и о готовности заемщика своевременно оплачивать обязательства, которая свидетельствует об общей кредитоспособности заемщика (или его кредитоспособности в отношении конкретных долговых обязательств).
Следует отметить, что рейтинги - это не рекомендация, а всего лишь информация к размышлению. Тем не менее, кредитные рейтинги завоевали признание среди инвесторов как удобный инструмент дифференциации заемщиков. Кредитный рейтинг - это еще и средство коммуникации между эмитентом и инвестором. Благодаря ему, эмитент может сказать инвестору достаточно много о своем финансовом состоянии, руководствуясь независимым профессиональным заключением "третьего лица". При этом эмитент избавлен от необходимости раскрывать "чувствительную" для информацию общественности.
Кредитные рейтинги подразделяются на различные виды и категории.
Существуют сравнительные кредитные рейтинги (рэнкинги), позиционирующие уровень кредитоспособности банка среди выбранного ряда других конкурентов. Такие рейтинги отвечают на вопрос, где меньше или больше риск невозврата кредита, но не позволяют прогнозировать конкретное поведение заемщика по отношению к кредитору.
Еще по теме:
Коммерческие банки в Республике Беларусь
Согласно ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции. Банк м ...
Сущность оценки финансового состояния кредитной организации
Экономические реформы последних лет открыли новый этап в развитии банковского дела в России. Если прежде банки рассматривались как составная часть государственной системы денежного обращения и оценивались преимущественно с точки зрения выполнения заранее заданных нормативно-плановых показателей, то ...
Кредитные операции банка, их сущность и значение
Важной характеристикой экономически развитого общества является наличие эффективной системы кредитования, во многом определяющей уровень потребления. Еще в начале XIX в. граф Н. С. Мордвинов, будучи учеником Адама Смита в политической экономии, в своей работе "Рассуждения о пользах могущих пос ...