В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации не содержится какого-либо определения кредитоспособности. Это создает трудности при использовании данного термина, столь важного в условиях рыночной экономики.
На сегодняшний день специалисты коммерческих банков России опробовали множество методик оценки кредитоспособности клиентов. Системы отличаются друг от друга количеством показателей, которые применяются в качестве составных частей общей оценки заемщика, а также разными подходами к характеристикам и приоритетностью каждого из них.
Для оценки кредитоспособности физических лиц банками используются следующие методики: скоринговые модели; методика определения платежеспособности; андеррайтинг.
Главной особенностью корпоративного кредита является то, что решение о предоставлении кредита заемщику - физическому лицу принимается на основе анализа кредитоспособности предприятия-поручителя. Поэтому необходимо было рассмотреть существующие методики определения кредитоспособности заемщика - юридического лица.
Если заемщиком выступают юридические лица, то для определения их кредитоспособности проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков, что необходимо для выявления возможности, его размера и условий.
Существует множество различных методик оценки кредитоспособности. В первой главе были рассмотрены лишь некоторые из них: комплексный финансовый анализ; модель Альтмана; рейтинговый метод. Каждая из этих методик имеет свои преимущества и недостатки.
Проблема выбора системы показателей для оценки способности заёмщика исполнить свои обязательства является наиболее актуальной и сложной на нынешнем этапе развития банковской системы России.
Во второй главе была рассмотрена методика оценки кредитоспособности заемщика, применяемая МКБ, в том числе, и на конкретном предприятии ООО "АННА".
По данным анализа было выявлено, что предприятие по основным показателям баланса развивается стабильно и самостоятельно. Резкий рост чистой прибыли за 3-йквартал обусловлен увеличением объемов продаж с участием кредитных ресурсов МБК. Предприятие стало активно привлекать заемные средства, произошло снижение запасов товаров в магазинах. Однако, рейтинговая оценка предприятия, основанная на коэффициентах финансовой деятельности, возросла с 55 до 88.
Таким образом, на основании вышеизложенного было принято объективно правильное положительное решение о кредитовании ООО "АННА".
В третьей главе была предложена методика определения наилучшей (оптимальной) стратегии заключения сделок, обеспечивающей максимальный рост прибыли за счет правильного выбора из всех потенциально возможных сделок их отдельного наилучшего (по показателям прибыли и надежности) множества, что позволит МКБ отбирать и заключать договоры с кредитоспособными заемщиками. Введение данной программы позволит получить экономию 2,5 часа и экономию стоимости затраченного времени 121,87 руб. на обработке каждого клиента.
Еще по теме:
Расчет
и использование фонда обязательного медицинского страхования
В настоящее время система ОМС сталкивается с большим числом проблем, основными из которых являются: · недостаточный тариф страховых взносов; · неполнота сборов страховых взносов с работодателей вследствие неплатежей, а также сокрытие доходов физических, юридических лиц; · прямые и косвенные попытки ...
Анализ ключевых факторов практической реализации
модели системы оперативного управления финансами
В концепцию развития банка, как правило, включаются: миссия банка, местоположение банка на финансовых рынках, принципы клиентской и кредитной политики, принципы менеджмента, имидж банка. Благополучный банк должен иметь безупречный имидж, стабильные темпы роста, занимать определенную долю на сегмент ...
История развития депозитного рынка страны
Депозитный рынок в Казахстане формируется, постоянно претерпевая не только количественные, но и качественные изменения. О рынке сбережений и накоплений в целом можно говорить только с середины 1994 года: именно в этот период появились реальные условия для накопления. Как раз в это время произошла о ...