В-третьих, договор банковского счета (договор банковского вклада) для совершения операций с использованием предоплаченной карты не заключается.
Денежные средства, поступающие в кредитную организацию от юридического лица, индивидуального предпринимателя при возврате платежа (за возвращенный товар, отказ от работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), совершенного с использованием предоплаченной карты, увеличивают размер обязательства кредитной организации по той же предоплаченной карте, с использованием которой был совершен указанный платеж, в пределах ее лимита, если договором между держателем – физическим лицом и кредитной организацией – эмитентом не предусмотрен иной порядок выплаты возвращаемого платежа[41].
Аналогами банковских предоплаченных карт являются всевозможные скрэтч-карты сотовых операторов, Интернет провайдеров или даже проездные билеты в метро. По предоплаченной карте клиент вносит деньги в счет будущей оплаты товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)[42].
Согласно данным Центрального Банка Российской Федерации, на 1 января 2012 года подавляющее большинство банковских карт, эмитированных российскими кредитными организациями – 73,9% являются расчетными. При этом количество карт, полученных держателями по собственной инициативе, незначительно, большинство карт – это карты, выданные в рамках «зарплатных проектов».
Доля кредитных карт в общем количестве эмитированных карт – 7,5%. Возрастная категория держателей кредитных карт – это граждане в возрасте от 25 до 44 лет.
Эмиссия предоплаченных карт составляет 18,6%.[43] Сегмент их использования – оплата мобильной связи, товаров и услуг, приобретаемых через Интернет.
Также существуют и иные классификации банковских карт. Так, в зависимости от сферы действия обслуживающей банковскую карту платежной системы можно выделить банковские карты международных и российских платежных систем.
Из международных систем в России активно работают MasterCard WorldWide, Visa International, Diners Club и American Express. При этом MasterCard и Visa являются лидерами рынка, предлагают сходную и достаточно широкую линейку продуктов. На частый вопрос клиентов, «какую же карту лучше выбрать MasterCard или Visa, какие у них отличия и особенности?» сотрудник банка может с некоторым основанием ответить, что эти системы практически идентичны и отличий у карт этих систем не больше, чем отличий у напитков Coca-Cola и Pepsi-Cola (хотя, конечно, представители этих систем будут категорически не согласны с таким ответом). В свою очередь продукты систем Diners Club и American Express относятся к премиальному сектору и характеризуются значительным сервисным пакетом и соответственно высокой стоимостью обслуживания.
Из национальных платежных систем можно выделить «Золотую Корону» (создана летом 1994 года рядом отечественных банков), «Сберкарт» (учреждена Сбербанком России в 1993 году) и «Юнион Кард» с NCC (учреждена в 1993 году «Автобанком» и «Инкомбанком»), как лидеров. Остальные системы «Аccord» (учреждена в 1995 году банком ОАО «УРАЛСИБ»), «Волга», MAXIMA, «МИРКАРТ», «Новгородская монета», «Радуга» достаточно замкнуты на банки их создавшие. Карты всех этих систем имеют преимущественное «хождение» по территории России и практически не имеют точек приема за рубежом. При этом данные системы имеют определенное конкурентное преимущество перед международными платежными системами – более низкая стоимость каждой операции, а также большая адаптированность к российским реалиям и большая функциональность на локальном рынке. Особняком стоит специализированная система «Таможенная карта», картами которой можно оплатить только таможенные платежи, но в своей нише эта система является лидером[44].
Актуальной представляется классификация банковских карт в зависимости от способа записи и хранения информации на банковской карте. По этому критерию выделяют банковские карты с магнитной полосой, которые хранят информацию на магнитном носителе и «смарт-карты», то есть карты с интегральной схемой, содержащие микропроцессор, способные производить вычисления. Поскольку смарт-карты обладают большей гибкостью, чем карты с магнитной полосой, в будущем может быть разработан и другой метод использования этих карт.
Еще по теме:
Приемы анализа и оценки
кредитоспособности заемщика
Цели и задачи оценки кредитоспособности ссудозаемщиков заключаются в определении их возможностей своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя. Кроме того, выявляется размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятел ...
Экономические нормативы деятельности банка и работа банка по обеспечению
ликвидности
Согласно инструкции ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 110-И «Об обязательных нормативах банков» в целях регулирования принимаемых банками рисков производится расчет следующих нормативов. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности бан ...
Анализ ключевых факторов практической реализации
модели системы оперативного управления финансами
В концепцию развития банка, как правило, включаются: миссия банка, местоположение банка на финансовых рынках, принципы клиентской и кредитной политики, принципы менеджмента, имидж банка. Благополучный банк должен иметь безупречный имидж, стабильные темпы роста, занимать определенную долю на сегмент ...