В целях повышения эффективности финансового надзора, необходимо использование, принятой в ряде стран (США, Германия), системы "раннего предупреждения" финансовых проблем в страховых организациях, основанных на использовании индексов соотношений между темпами роста поступлений страховых премий, ростом капитала и свободных активов страховщика, коэффициентом расходов на ведение страховой организации, страховыми выплатами, страховыми резервами и так далее.
Выбранный перечень таких индексов позволяет путем несложного с технической точки зрения и быстрого анализа выявлять страховщиков, приближающихся к критическим с точки зрения обеспечения финансовой устойчивости отметкам и применять к ним оперативные меры воздействия. Кроме того, в Российской Федерации последующий контроль на основе анализа бухгалтерской информации может быть осуществлен спустя не менее 6 месяцев после окончания отчетного периода. За столь продолжительный период времени фактическое финансовое состояние страховщика может существенно ухудшиться и меры надзора могут быть приняты слишком поздно, что существенно осложнит эффективную защиту интересов страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования. Доказательством этому являются банкротства страховщиков, таких, как "Налко", "Народный резерв, причиной которых стал быстрый рост страховых операций в отсутствие достаточной капитализации.
В странах ЕС и ряде стран ОСЭР практикуется контроль за финансовыми группами, особенно в случаях перекрестного владения акциями друг друга участниками групп, объединяющих страховые организации, банки, фондовые организации, пенсионные фонды и другие финансовые институты. Такое перекрестное владение акциями и активами друг друга участниками группы зачастую существенно уменьшает ее финансовую устойчивость в целом и влечет за собой акселерацию проблем платежеспособности для всех участников финансовой группы.
Неэффективность российского надзора связана и со ступенчатостью применения мер воздействия на страховщиков, не соблюдающих требования страхового законодательства, например, более строгие, но эффективные меры: приостановление, ограничение и отзыв лицензии, - возможны только после дачи предписания и получения информации о его неисполнении. Единственным исключением является осуществление страховщиком рекламной деятельности, противоречащей требованиям действующего законодательства, в этом случае по представлению ГКАП страховой надзор имеет право отозвать лицензию немедленно.
Рассмотрим конкретные государственные механизмы регулирования страхования государственного (муниципального) имущества.
Государственное регулирование является необходимым элементом и принципом организации страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.
В систему мер государственного регулирования страхования входят следующие:
1. Лицензирование - регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности в области страхования государственного (муниципального) имущества выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:
ü форму лицензии и ее реквизиты;
ü требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования);
ü перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнесплан на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);
ü порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии;
ü порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.
За выдачу лицензии взимается плата в установленном порядке, которая поступает в бюджет. При выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный орган по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.
Еще по теме:
Классификация банковских кредитов индивидуальных предпринимателей
и частных лиц и их роль в экономическом развитии
Вид кредита определяется совокупностью свойств, которые характерны для конкретной кредитной сделки в экономическом и организационном отношении. Экономические свойства кредитной сделки представляют собой свойства самого кредита, они едины (возвратность, платность). Организационные свойства в каждом ...
Основные этапы
становления банковской системы Республики Казахстан
Процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов: На первом этапе (1988–1991 гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки; Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Ка ...
Совершенствование организации потребительского кредитования
в Республики Казахстан
Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции, в частности, также позволят населению шире использовать банковские ссуды для решения жизненно важных проблем. Все это указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования кредитных связей коммерческих банков с населением ...