2. Контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков. Можно выделить пять основных факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховой компании:
· достаточный собственный капитал;
· размер обязательств (включая технические резервы);
· размещение активов;
· портфель рисков, переданных в перестрахование;
· тарифная политика.
3. Разработка форм и порядка статистической отчетности и контроль за своевременным представлением финансовой отчетности страховых организаций.
4. Налогообложение страховщиков и страхователей.
5. Другие меры государственного регулирования страховой деятельности.
Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ.
Основными функциями этого органа являются:
выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;
ведение реестра страховых брокеров;
установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Государственным комитетом РФ по статистике плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;
установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;
контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
установление правил формирования и размещения страховых резервов;
разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;
обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.
Регламентированные права ФССН состоят в следующем:
получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;
проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;
ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;
обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков.
Эффективность государственного надзора за деятельностью страховых организаций может быть сведена к следующим компонентам:
использование достоверной и полной финансовой, бухгалтерской и иной информации;
своевременность и полнота надзора;
действенность и оперативность в применении санкций со стороны надзора.
Современная система российского страхового надзора, с этой точки зрения, малоэффективна, что может быть объяснено следующими причинами: недостаточной численностью сотрудников надзора (около 60 человек в центральном аппарате и почти столько же на местах; для сравнения, в штате Нью-Йорк, где зарегистрировано почти такое же число страховых организаций, численность сотрудников надзора составляет около 1400 чел., из которых 800 занимаются проверками непосредственно в страховых организациях), недостаточным уровнем квалификации сотрудников надзора, неоправданно частыми изменениями структуры и места органа надзора в системе органов государственной исполнительной власти, недостаточным уровнем оплаты труда, отсутствием современных способов обработки и передачи данных, неэффективным использованием территориальных инспекций надзора для функций контроля, недостаточное закрепление в законах и законодательных актах контрольных полномочий и мер, применяемых надзором к страховым организациям, недостаточно проработанной системой санкций при нарушениях, установленных в деятельности страховой организации.
Перечисленные основные "проблемные зоны" в организации надзора могут быть устранены принятием специального закона "О страховом надзоре", как это предусмотрено Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Необходимо особенно остановиться на вопросах антимонопольного законодательства в Российской Федерации. Юридическая монополия на право осуществления страховой деятельности Госстрахом и Ингосстрахом отменена после принятия законов и законодательных актов, регулирующих страхование в Российской Федерации. Однако никаких специальных норм, связанных с пресечением фактических монополий в страховании, в законодательстве Российской Федерации не существует. Принятая практика пресечения монополизма предусматривает проведение различного рода конкурсов среди страховщиков при проведении, например, обязательного государственного страхования.
В странах ЕС антимонопольное законодательство имеет следующие основные цели:
недопущение установления монопольно высоких или низких цен на страховые услуги путем соглашения об этом между страховщиками;
Еще по теме:
Управление финансовыми, кредитными, операционными рисками
В части управления кредитными рисками банк придерживается консервативных подходов, применяет методы и процедуры, требуемые регулирующими органами. В банке на начало 2007 г. действовала скоринговая система оценки заемщиков в части розничного кредитования. В рамках указанной системы оценка риска осущ ...
Анализ деятельности «ВТБ 24» ЗАО
В 2005 г. в рамках концепции развития Группы ВТБ было начато выделение розничного бизнеса в отдельную, самостоятельную структуру. 1 августа 2005 г. в составе Группы приступил к работе дочерний банк ОАО Внешторгбанк — ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги (далее — Внешторгбанк 24), специализирующийся на ...
Порядок регистрации кредитных организаций
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы: 1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществл ...