Процесс ликвидации банков в Казахстане пережил 3 основных периода:
1) внесудебную ликвидацию банков, когда Национальный Банк Республики Казахстан принимал решение о ликвидации банка и осуществлял процедуру ликвидации под своим контролем (1993 - 1997 годы);
2) судебную ликвидацию банков, когда суд принимал решение о ликвидации банка, назначал ликвидационную комиссию и осуществлял контроль за ее деятельностью (1997 - 2001 годы);
3) суд принимал решение о ликвидации банка и назначал ликвидационную комиссию, контроль за деятельностью которой осуществлял Национальный Банк Республики Казахстан (2001 - 2003 годы).
С введением в действие с 2004 года ряда законодательных актов, регламентирующих вопросы регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций, в силу вступили новые функции контроля за деятельностью временных администраций и ликвидационных комиссий финансовых организаций. Изменения в действовавшее законодательство были внесены по результатам работы и взаимодействия с иностранными консультантами и в целях реформирования финансового сектора. В частности, упразднен институт специального управляющего. Осуществлено закрепление за Агентством функций контроля за деятельностью временной администрации, осуществляющей управление финансовой организацией после отзыва у нее лицензии. Агентство наделено полномочиями по назначению состава ликвидационной комиссии, утверждению акта приема-передачи имущества и документов от временной администрации ликвидационной комиссии, утверждению промежуточного ликвидационного баланса и реестра требований кредиторов и состава комитета кредиторов, получению от временной администрации и ликвидационной комиссии периодической отчетности и дополнительной информации. На Агентство возложено проведение проверок деятельности временной администрации и ликвидационной комиссии, принятие решения о привлечении председателя ликвидационной комиссии к административной ответственности. Законодательно установлены ежемесячный размер вознаграждения ликвидационной комиссии, требования к порядку составления (утверждения) сметы расходов временной администрации и ликвидационной комиссии и соблюдению кассовой дисциплины, согласование отчета о ликвидации и ликвидационного баланса и другое.
Кроме того, предусмотрена возможность проведения операции по одновременной передаче обязательств по гарантируемым депозитам и имущества принудительно ликвидируемого банка другим банкам.
Внесение этих изменений в законодательные акты также было направлено на защиту интересов организации системы гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) и страховых выплат в случае возможной ликвидации их участника. Вместе с тем действующим законодательством предусмотрено участие работников организаций системы гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) и страховых выплат в составе временной администрации и ликвидационной комиссии.
В связи с принятием судом решения о принудительной ликвидации АО «Наурыз Банк Казахстан» акционерным обществом «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц» были начаты выплаты гарантийного возмещения по депозитам физических лиц - вкладчиков банка.
Введение максимального лимита краткосрочных обязательств было вызвано обеспокоенностью надзорного органа высокой волатильностью краткосрочных обязательств и рисками, сопутствующими практике привлечения банками внешних займов с коротким сроком погашения для последующего финансирования долгосрочных проектов, что может негативно отразиться на ликвидности банковского сектора.
Удельный вес обязательств банков перед нерезидентами в совокупных обязательствах на начало текущего года составил 51,6% или 4 129,6 млрд. тенге, увеличившись за истекший год на 101,8% [19].
Данное свидетельствует о том, что в настоящее время имеет место необходимость принятия дополнительных мер по управлению рисками, связанными с ростом обязательств банковского сектора перед нерезидентами.
В Казахстане в последние годы наблюдается стремительный рост кредитного портфеля банков. Только за истекший год ссудный портфель банков (с учетом межбанковских займов) увеличился на 2 929,8 млрд. тенге (95,7%) до 5 991,8 млрд. тенге. Это фактор риска, который не может не вызывать опасений, поскольку может серьезно угрожать качеству активов банков, так как в случае замедления роста экономики может произойти снижение доходов населения, в дальнейшем способствующее снижению способности заемщиков погашать взятые у банков кредиты.
При быстром росте ссудного портфеля отечественные банки выдают кредиты компаниям, не имеющим истории обслуживания в данном банке. Кроме этого, банки начинают заниматься новыми для себя видами бизнеса, в частности, потребительское кредитование, ипотека, овердрафты по кредитным карточкам, кредитование субъектов малого предпринимательства и т.д. Тем не менее, в настоящее время качество активов в банковской системе Казахстана серьезного беспокойства не вызывает. В структуре кредитного портфеля банков на начало текущего года доля стандартных кредитов составила 52,7%, сомнительных – 45,7, безнадежных – 1,6%.
Еще по теме:
Компетенции федеральных органов по надзору за страховой деятельностью
Поскольку в соответствии со ст. 30 Закона о страховании надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральным органом по надзору за страховой деятельностью и его территориальными органами, то к компетенциям этих органов относятся: · дача предписаний; · ограничение действия л ...
Понятие договора социального страхования
Главную правовую форму страхового отношения составляют договоры. Договор в целом и договор страхования в частности - это правовое средство индивидуального регулирования общественных отношений. Из двух видов страхования, разграничению которых посвящена ст. 927, открывающая гл. 48 ГК РФ[66], - добров ...
Правовые основы государственного регулирования
банков второго уровня
Государственное регулирование и надзор банковской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан. Контроль и надзор за деятельностью банков второго уровня РК осуществляется Агентством Республики Казахстан по peгулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на основа ...