- инвестиционные затраты, связанные с освоением новых проектов и форм деятельности (например, проекты, связанные с внедрением пластиковых карт или новых форм международных расчетов);
- затраты на поддержку, расширение или свертывание существующей деятельности;
- затраты на мотивацию персонала.
При этом все затраты условно можно разбить на:
- затраты капитального характера, осуществляемые за счет прибыли;
- накладные расходы, которые будут относиться на себестоимость проводимых операций.
Такая группировка затрат необходима для их калькуляции, оценки себестоимости и эффективности проводимых операций, так как затраты капитального характера в себестоимость включаются частями как амортизационные отчисления. Кроме того, в момент завершения подготовительного этапа, связанного со строительством, ремонтом, вводом в действие оборудования, возникнут расходы, связанные уже непосредственно с деятельностью банка и осуществлением запланированных операций. Важно, чтобы все финансовые потоки были отражены в процессе оценки объемов инвестиций, необходимых для реализации поставленных задач и сроков окупаемости. Кроме затрат, связанных с внедрением новых видов деятельности, в ряде случаев могут потребоваться новые затраты, направляемые на совершенствование текущих операций. Затраты капитального характера в этом случае могут быть оценены и как проекты внедрения новых услуг. Поскольку развитие банка предъявляет совершенно иные требования к составу и квалификации персонала, затраты, связанные с развитием персонала, оцениваются обособленно. Необходимо заметить, что анализ затрат коммерческого банка имеет ряд особенностей. Во-первых, в процессе оказания банковских услуг и получения прибыли у коммерческого банка доминирует движение денежного капитала большей частью в форме привлеченных клиентских средств. Соответственно особое внимание уделяется анализу затрат, связанных с движением денежных средств. Во-вторых, затраты банка формируются по весьма широкому спектру проводимых им операций, перечень которых постоянно растет, что делает проведение анализа затрат достаточно сложным и долговременным процессом. В-третьих, постоянно меняющиеся условия функционирования самого банка в развивающейся банковской системе определяют важность и необходимость анализа затрат на содержание и развитие самого банка. В настоящее время в банковской практике в процессе анализа расходов чаще всего используются приемы и методы, представленные в таблице 3.2.
Таблица 3.2 Методы анализа расходов
Метод |
Сущность метода |
Структурный анализ |
Исчисление и оценка удельного веса. Применяется при анализе доходов и расходов банка |
Оценка динамических рядов показателей по кварталам и годам |
Сопоставление отчетных показателей работы учреждений банка с: - фактическими данными за соответствующий период прошлых лет и предшествующие периоды (квартал, месяц, неделя); - установленными заданиями в бизнес- плане, нормами, нормативами; - соответствующими показателями других учреждений банка; - другими коммерческими банками за один и тот же период; - отдельными показателями, характеризующими экономику региона, страны |
Экономически обоснованные группировки расходных аналитических счетов баланса банка |
Группировка отчетных данных по учреждениям банка, находящимся в схожих экономических условиях |
Анализ системы финансовых коэффициентов |
Расчет коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения банка, использование активов, привлечение пассивов и др. |
Факторный анализ |
В основе анализа лежат выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменение результативных показателей. Анализ функциональной зависимости (прямой, обратной) и количественная оценка влияния изменения факторов на изменение результативных показателей. Выделение наиболее значимых факторов, определяющих поведение показателей. Сопоставление полученных показателей с рекомендуемым уровнем, принятым в зарубежной и отечественной практике |
Еще по теме:
Процесс разработки новых банковских продуктов
1. Разработка бизнес-предложения и анализ возможностей внедрения новых банковских продуктов [35]. Приступим к рассмотрению задач разработки новых продуктов/услуг в двух банках, один из которых - небольшой многопрофильный банк (далее - банк А), другой - крупный розничный банк (далее - банк Б). Итак, ...
История развития банковской системы
Для того, чтобы понять сущность любого явления, необходимо знать историю его развития, основные этапы его эволюции от простых форм к более сложным и разнообразным. Не являются исключениями и такое понятие как " банки и банковская система ". Первые упоминания об обособленных кредитных опер ...
Банковская система Российской Федерации
Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лиц ...