Банковские аналитики с оптимизмом оценивают новый кредитный рынок. Даже сейчас, в условиях кризиса, на рынке кредитования малого бизнеса можно отметить обострение конкуренции. Малым и средним предпринимателям нужны средства на развитие, и выигрывает тот, кто может предложить наиболее привлекательные условия без бюрократических проволочек. Увеличиваются суммы и сроки кредитования, уменьшаются процентные ставки. Если пять-шесть лет назад средняя ставка по кредитам для небольших предприятий была на уровне 30-36 % годовых, то сейчас средняя ставка находится на уровне 18-22 % в зависимости от суммы кредита. Правда, это в среднем на 5 % выше, чем ставки по корпоративным кредитам, но для небольших компаний это не критично. Для них важна оперативность принятия решения о предоставлении кредита. Изменились и сами кредитные программы. Еще в 2006 году они были типовыми для всех банков и отличались лишь максимальными сроками, суммами и ставками, в прошлом году банки начали предлагать новые продукты, ориентированные на потребности заемщика и требования рынка.
Многим банкам сложно было представить, что можно выдать кредит предприятию без залога, теперь это обычное предложение, пользующееся в регионах повышенным спросом. Наличие залога не является основным условием выдачи кредита, поскольку банки нацелены на развитие компании, а не на то, чтобы выдать кредит и потом реализовывать залог.
В рамках исследования банки выделили факторы, препятствующие развитию кредитования малого и среднего бизнеса (таблица 3), такие как непрозрачность заемщика, отсутствие залогового обеспечения, неразвитость законодательства и программ господдержки, мешающие органическому росту, вынесены в первые строчки списка.
Таблица 3. Разнообразия залогового обеспечения все еще недостаточно
Место |
Фактор |
1 |
Непрозрачность заемщиков |
2 |
Отсутствие залогового обеспечения |
3 |
Плохое качество залогового обеспечения |
4 |
Неразвитость субсидирования кредитов в рамках госпрограмм |
5 |
Неразвитость законодательства |
6 |
Недостаточность развития филиальных сетей банков |
7 |
Отсутствие у малого бизнеса понимания сути банковских продуктов |
8 |
Недостаточность наработанного банками опыта |
9 |
Нехватка квалифицированных кадров |
10 |
Высокие процентные ставки по кредитам |
Еще по теме:
Проблемы и пути развития ипотечного кредитования в России
Для развития ипотечного кредитования в нашей стране существует ряд факторов, которые являются наиболее благоприятными для отдельных субъектов ипотеки. Так, например, для населения можно выделить следующие благоприятные факторы: * разгосударствление жилищного фонда (доля государственной собственност ...
Особенности современного этапа развития страхования в России
Начало современному этапу развития страхования в России положило принятие в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР». Этим законом кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование принадлежащего им имущества и других имущественных интересов. Тем самым была открыта возможность для демонополизации ...
Характеристика системы ипотечного кредитования в АО «Темирбанк»
АО «Темирбанк» с конца 2001 года начал предоставлять ипотечные кредиты на приобретение жилья на первичном рынке в рамках реализации «Программы ипотечного кредитования жилищного строительства в Республике Казахстан». Роль АО «Темирбанк» в реализации данной Программы заключается в организации схемы п ...