Консультации с заинтересованными сторонами являются важным инструментом стратегического планирования и развития эффективных рынков платежных услуг. Они способствуют получению информации для центральных банков и иных ключевых заинтересованных сторон о возникающих тенденциях и процессах развития. Важными заинтересованными сторонами, вовлеченными в консультационный процесс, помимо центрального банка могут быть:
- банковские и платежные ассоциации, ассоциации по ценным бумагам, а также некоторые из их основных отраслевых участников;
- организации финансовой инфраструктуры, такие, как операторы платежных систем, и, по ряду вопросов, операторы фондовых бирж и систем расчетов по ценным бумагам;
- потребительские, розничные ассоциации, ассоциации частного и государственного секторов по казначейским операциям.
На современном этапе развития карточного платежного оборота можно отметить основную тенденцию, связанную с расширением и увеличение числа заинтересованных сторон, что объясняется более обширным использованием платежных карт в обороте и все возрастающей универсальностью продукта. Так уже сейчас платежные карты позволяют производить уплату платежей в бюджет, управление инвестиционными счетами и т.п. Но в виду определенной специфики некоторых инструментов, например участия в паевых фондах или реализация социальных программ с использованием платежных карт требуются расширенные консультации с заинтересованными сторонами, направленные на минимизацию будущих ошибок.
Совершенствование нормативно-правовой базы карточных платежных систем и регулирование платежного оборота снижает правовую неопределенность и риск для участников платежных инфраструктур и рынков услуг. В настоящее время правовая основа как правило не успевает за меняющимся платежным оборотом, на практике используются инструменты, нормативная база для которых до сих пор окончательно не определенна. Например, в Казахстане практически не регулируются платежные организации, дистанционно принимающие от клиентов платежи за услуги третьих лиц, в то время как они с каждым годом играют все большую роль в платежном обороте. В связи с этим одной из тенденций карточного платежного оборота является постоянное изменение/дополнение нормативно-правовой базы, регулирующей его, что, несомненно, является положительной тенденций, хотя и создает определенные проблемы на практике.
Наиболее важной тенденцией в области наблюдении и государственной политики в Казахстане является разработка новой методики по выявлению и идентификации частных платежных систем, по оценке их рисков и эффективности функционирования, а также оценке правил их деятельности. Национальный Банк уделяет особое внимание концептуальным основам проектов нормативных актов и документов инструктивно-методического характера, регламентирующих порядок проведения наблюдения за частными платежными системами, вопросам разработки показателей отчетности и апробации указанных документов в регионах.
Факторами, препятствующими развитию рынка безналичных платежей посредством банковских карт, по мнению автора, являются: недоразвитость инфраструктуры; психологические барьеры, связанные со стереотипом о низком уровне безопасности платежных карт и развитием мошенничества; высокая стратификация доходов населения; отсутствие полноценной государственной политики в отношении рынка платежных карт и электронных платежей и систем.
Для развития карточного платежного оборота в Казахстане требуется в первую очередь решить экономические проблемы страны, среди которых различный уровень благосостояния и развития в регионах, низкий уровень финансовой грамотности населения, высокий уровень бедности. Средний класс в Казахстане фактически не сформирован, что сказывается на уровне спроса на банковские услуги.
В настоящее время распространение карт происходит ≪насильственным≫ путем через зарплатные проекты и не направлено на удовлетворение потребностей держателей карт.
Эволюция мошенничества с пластиковыми картами шла одновременно с совершенствование самих карт и методов расчетов на и основе. Суть мошеннических операций состоит в выяснении номеров счетов/карт, изготовлении фальшивых карт, перекачивании денег с их помощью со счетов истинных владельцев на счета подставных фирм или физических лиц.
Теоретически мошенничество может произойти на любой стадии выпуска и функционирования карты: в банке-эмитенте; в банке, обслуживающем торгово-сервисную сеть; в торгово-сервисной сети; непосредственно в среде держателей карт; в компаниях, обслуживающий информационный обмен между участниками платежной системы. Но основные потери от мошенничества с пластиковыми картами несут банки-эмитенты (а на практике, клиенты банка), так как практически все известные методы мошенничества построены именно на несанкционированном списании средств со счетов клиентов эмитента. Данный факт сдерживает развитие использования платежных карт для оплаты товаров и услуг, особенно в сфере Интернет-платежей. Особую обеспокоенность вызывает отсутствие полноценной государственной политики в отношении рынка платежных карт, которая предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных решений в области расчетов платежными картами. На сегодняшний день не разработаны методические рекомендации для банков, отсутствует единый подход к регулированию рынка платежей со стороны Центрального Банка и государства (примером может служить регулирование деятельности платежных терминалов), не разработаны нормы для электронных платежных систем. Таким образом, рынок развивается значительно быстрее законодательства, что приводит к возникновению дополнительных рисков во всей платежной системе.
Еще по теме:
Анализ ссудного портфеля АО «Темирбанк»
За 2009 г. АО «Темирбанк» получено доходов 335 116 тыс. тенге, расходы составили 449 463 тыс. тенге или убытки в размере 114 347 тыс. тенге, но наблюдается динамика увеличения доходной части и сокращения расходов, так за декабрь получена чистая прибыль в размере 178 тыс. тенге. По состоянию на 01.0 ...
Основные направления совершенствования
процесса страхования государственного имущества
Как было проанализировано во второй главе российский рынок страхования растет активно, и страхование государственного (муниципального) имущества также получило распространение в современной Росси. Но рынок страхования и рынок страхования государственного имущества в частности еще можно сказать в пр ...
Проблемы и пути совершенствования эмиссионной деятельности
банка
В начале 90-х годов в России была выбрана смешанная модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно с равными правами присутствовали и банки и небанковские инвестиционные институты. Это европейская модель деятельности универсального коммерческого банка на фондовом рынке, не предполагающая ограни ...