- RUR - 2/5 ставки рефинансирования;
- USD - менее ставки LIBOR на сопоставимый срок.
Кредитные организации могут формировать резерв по портфелю однородных ссуд, величина каждой из которых не превышает 0,5 процента от величины собственных средств. К группам однородных ссуд относятся ссуды, предоставленные всем заемщикам на стандартных условиях. Размер резерва по портфелю однородных ссуд определяется кредитной организацией в зависимости от применяемой методики оценки риска по портфелю однородных ссуд. По ссудам II - V категорий качества резерв формируется с учетом обеспечения I и II категории качества.
Под обеспечением понимается:
- залог;
- банковская гарантия;
- поручительство;
- гарантийный депозит.
Обеспечением I категории качества признаются:
- высоколиквидные ценные бумаги (рейтинг не ниже "BBB");
- аффинированные драгметаллы в слитках;
- поручительства юридических лиц с инвестиционным рейтингом не ниже "BBB";
- гарантийные депозиты;
- собственные ценные бумаги.
Обеспечением II категории качества признаются:
- эмиссионные ценные бумаги, не вошедшие в I категорию;
- земельные участки и объекты недвижимости;
- сырье, материалы, готовая продукция, товары, которые могут быть реализованы в срок, не превышающий 180 календарных дней;
- банковские гарантии и поручительства.
При наличии обеспечения I или II категории качества минимальный размер резерва определяется по следующей формуле:
Р = РР x (1 - К x Об / Ср), (1)
где Р - минимальный размер резерва;
РР - размер расчетного резерва;
К - индекс категории обеспечения:
- для I категории К_1 = 1;
- для II категории К_2 = 0,5;
Об - стоимость обеспечения соответствующей категории (за вычетом расходов по реализации);
Ср - величина основного долга по ссуде.
Если Кi x Обi >= Ср, то Р принимается равным нулю.
Лицевые счета по учету резервов открываются по каждому контрагенту в разрезе заключенных договоров.
Этапы оценки заемщика:
- обобщение информации о заемщике;
- цель получения кредита и источники его выплаты;
- оценка финансового состояния заемщика;
- обслуживание долга;
- кредитная история;
- обеспеченность ссуд;
- классификация.
Основные этапы при аудите проверки кредитного портфеля:
- общее функционирование системы кредитования в банке;
- внутренние процедуры принятия решения о предоставлении кредита;
- проверка адекватности величины созданного резерва в соответствии с требованиями Банка России;
- проверка правильности бухгалтерского учета ссудных операций в соответствии с требованиями Банка России.
Проверка системы кредитования в банке. Цель проверки: получить общее представление о кредитной деятельности банка, присущих бизнес-рисках, объеме кредитных операций в общей деятельности банка, направлениях развития, организационной структуре кредитного подразделения.
Показатели работы системы кредитования в банке:
- стратегия банка на кредитном рынке;
- доля кредитных вложений в общем объеме активов;
- состав кредитного портфеля;
- доходность кредитных вложений;
- источники кредитных вложений.
Основные этапы проверки процедур управления кредитным портфелем:
- анализ системы управления кредитным портфелем;
- анализ системы утверждения и реализации политики кредитной организации по предоставлению денежных средств;
- анализ состояния кредитного портфеля кредитной организации;
- анализ доходности кредитного портфеля кредитной организации;
- анализ соблюдения нормативов и лимитов, установленных кредитной организацией.
Проверка при аудите внутренних процедур. Цель: определить, позволяют ли внутренние процедуры в достаточной мере контролировать кредитные риски, присущие данному кредитному портфелю.
Основные элементы внутренних процедур:
- положения и письменные процедуры;
- порядок взаимодействия между отделами;
- должностные инструкции;
- внутренний контроль;
- внутренняя отчетность о состоянии кредитного портфеля.
Основные этапы при аудите проверки документооборота кредитных операций:
- проверка осуществления контроля за исполнением кредитных договоров;
- проверка организации работы кредитной организации с просроченной задолженностью заемщиков по основному долгу и процентам;
- анализ качества ведения кредитного досье заемщиков;
- документы, необходимые для проверки предоставленных заемщику денежных средств;
- проверка правильности оформления кредитного договора, переоформления (пролонгирования) кредита.
Основные этапы проверки правильности бухгалтерского учета кредитных операций:
Еще по теме:
Банковская система Республики
Беларусь
банковская система коммерческий кредит Банковская система в рыночной экономике является двухуровневой и включает Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки различных видов. Национальный банк Республики Беларусь - Центральный банк Республики Беларусь, находится в собственности Респуб ...
Перспективы развития рынка банковских карт
Законодатель сжалился над международными карточными системами, но усложнил жизнь российским банкам. Законы о национальной платежной системе[67] наделали много шума на стадии их разработки и доработки в Государственной Думе. Здесь не обошлось ни без критических высказываний со стороны научно-исследо ...
Диагностическая функция
Под диагностической функцией понимается способность системы индексов характеризовать состояние и динамику развития как национальной экономики в целом, так и ее отдельных составляющих. Например, сопоставительный анализ движения национального и отраслевых индексов способен показать, (и отчасти предск ...