Правовое регулирование потребительского кредитования в РФ

Банковское дело » Потребительское кредитование » Правовое регулирование потребительского кредитования в РФ

Страница 1

Потребительский кредит - новое явление в экономической и правовой жизни России, представляющее собой предоставление кредитными организациями денежных средств физическим лицам на покупку товаров или услуг, направленных для удовлетворения личных потребностей лица.

Необходимо отметить, что капитал банковского сектора ежегодно увеличивается: 2007 г. - на 31%, 2008 г. - на 36%, а в 2009 г. - на 58%. Увеличилась и прибыльность банков с 372 млрд. руб. в 2008 г. до 508 млрд. руб. в 2009 г., то есть на 36,5%[26].

Наибольший вклад в развитие банковской системы внес сегмент потребительского кредитования, рост которого связан с увеличением реальных располагаемых доходов населения. Так, если объем предоставляемых потребительских кредитов в Россию на 1 января 2001 г. составил 45 млрд. руб., то на 1 января 2009 г. увеличился до 324 млрд. руб.[27]. Таким образом, за последние девять лет объем кредитов, выданных банками физическим лицам, увеличился в 72 раза[28].

В перспективе россияне с удовольствием будут покупать товары в кредит, как это делают жители стран Европейского союза, поэтому есть все основания ожидать значительного увеличения объемов потребительского кредитования. В целом можно прогнозировать, что соотношение кредитов к ВВП к 2010 г. достигнет 35%. Объем кредитования в следующие пять лет увеличится почти в 2,5 раза и составит $260 млрд[29].

На XIX съезде Ассоциации российских банков было отмечено, что государство наконец-то увидело результаты потребительского кредитования, «банковские кредиты гражданам . внесли большой вклад в темпы экономического роста страны»[30].

Деятельность банков, особенно по потребительскому кредитованию, являющаяся неотъемлемой частью экономики любого развитого социального государства, требует надлежащей правовой регламентации.

В настоящее время договор потребительского кредита регулируется: Конституцией Российской Федерации, устанавливающей, что регулирование кредитования находится в ведении Российской Федерации; Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности параграфом 2 главы 42 «Заем и кредит» части второй ГК РФ; Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»; Федеральным законом «О кредитных историях»[31], целями которого являются создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита); нормативно-правовыми актами Центрального банка РФ, устанавливающими обязательные для выполнения нормативы, к примеру Положением о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)[32], а также разъяснениями и рекомендациями ЦБ РФ.

Еще одним нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по потребительскому кредитованию, является Закон «О защите прав потребителей»[33]. Вместе с тем главным признаком регулируемых данным Законом отношений являются договоры, подчиняющиеся правилам публичного договора (ст. 426 ГК РФ).

Однако при заключении договоров потребительского кредита правила публичного договора не должны быть использованы, поскольку личность заемщика для банка имеет существенное значение. Банк-кредитор при формировании своей кредитной политики вправе самостоятельно определять условия предоставления потребительских кредитов гражданам.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Правила определения стоимости активов «Русс-Инвест – Привилегированные акции» и условия приобретения-погашения паев
Правила определения стоимости активов и величины обязательств, подлежащих исполнению за счет активов интервального паевого инвестиционного фонда акций «РУСС-ИНВЕСТ – Привилегированные акции»: При определении оценочной стоимости ценных бумаг, входящих в состав имущества Интервального паевого инвести ...

Индексы, используемые на мировых фондовых рынках
Публикуется информация о динамике изменения большого количества индексов фондового рынка, среди которых наиболее известным является средний промышленный индекс Доу-Джонса. Он был впервые опубликован в 1884 г. Чарльзом Доу, основателем компании, которая была издателем известной финансовой газеты &qu ...

Классификация карт
Прежде чем рассмотреть виды пластиковых карт отметим несколько наиболее существенных классификаций карт и их характеристики. В зависимости от масштаба использования можно выделить: - карты ограниченного использования, применяемые для оплаты покупок или услуг только в замкнутых сетях, контролируемых ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru