Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае предоставляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т.д.
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы.
Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет КИ не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.
Интервью с клиентом:
В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по группам. Примеры вопросов приводятся ниже.
Сведения о клиенте и его компании:
– является ли фирма единоличным предприятием, товариществом или корпорацией;
– как давно учреждена компания;
– какова ее продукция;
– кто владельцы, сколько акций они имеют;
– каков опыт и квалификация менеджеров;
– прибыльна ли компания;
– кто основные поставщики и покупатели;
– на каких условиях продается продукт.
Вопросы по поводу просьбы о кредите:
– какую сумму денег компания намерена получить у банка;
– как рассчитана эта сумма;
– достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;
– учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа;
– учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.
Вопросы, связанные с погашением кредита:
– как клиент предполагает погашать кредит;
– сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;
– имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;
– есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.
Вопросы по поводу обеспечения займа:
– какое обеспечение будет передано в залог;
– кто владелец обеспечения;
– где складировано обеспечение;
– находится ли дно под контролем клиента и может ли быть продано;
– требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;
– как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;
– подвержено ли обеспечение порче;
– каковы издержки по хранению обеспечения.
Вопросы о связях клиента с другими банками:
– какие банки используются в настоящее время клиентом;
– обращался ли он к другим банкам за ссудой;
– – почему клиент пришел в этот банк;
– имеются ли непогашенные займы и каков их характер.
Изучение кредитоспособности и оценка риска
После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы.
Еще по теме:
Оценка банковского риска и распределения ресурсов банка
как путь оптимизации выбора кредитоспособных клиентов
Деятельность банков в условиях рыночной экономики неизбежно связана с риском. Поэтому в банковском деле большое внимание уделяется проблеме оценки уровня риска, которым сопровождаются различные банковские операции. Данная проблема имеет экономический и юридический аспекты. Экономический (или финанс ...
Обеспечение по страхованию при несчастных случаях на производстве
1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 2) в виде страховых выплат: - единовременной страховой выплаты з ...
Методы маркетинга страхования
Традиционно в западной практике страхового дела применяется три метода продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальным клиентам: экстенсивный, исключительный и выборочный. Смысл экстенсивного метода продвижения страховых услуг заключается в использовании любых посредников страховой компа ...