Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств характеризует долю долгосрочных кредитов и займов, привлеченных для финансирования деятельности предприятия на ряду с собственными средствами, в общем капитале организации, под которым понимается общая величина долгосрочных источников средств. Рост этого показателя в динамике является, в определенном смысле, негативной тенденцией, означая, что предприятия все сильнее и сильнее зависит от внешних инвесторов.
Коэффициент структуры заемного капитала позволяет установить долю долгосрочных пассивов в общей сумме заемных средств. Этот показатель может значительно колебаться в зависимости от состояния кредиторской задолженности, порядка кредитования текущей производственной деятельности и т.п.
Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости организации. Он показывает, сколько заемных средств приходится на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия. Рост этого показателя свидетельствует об усилении зависимости предприятия от заемного капитала, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот [29, с.345].
Единых критериев для значений этих показателей не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности компании, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации организации и др.
Коэффициенты капитализации, характеризующие структуру долгосрочных пассивов, логично дополняются показателями второй группы, называемыми коэффициентами покрытия и позволяющими сделать оценку того, в состоянии ли компания поддерживать сложившуюся структуру источников средств. Привлечение заемных средств связано с бременем постоянных финансовых расходов, которые должны, по крайней мере, покрываться текущим доходом.
Допустимые значения каждого коэффициента целесообразно определять на уровне банка, в зависимости от целей и задач кредитной политики, допустимого уровня кредитного риска, который готов принять банк и индивидуальных особенностей бизнеса приоритетных для банка клиентов. Несмотря на хорошую методологическую разработку, данная методика, имеет два серьёзных недостатка:
Проблема информационной базы анализа (основной источник информации - финансовая отчетность).
Проблема качества средне - и долгосрочных прогнозов.
В этой связи в последнее время получают распространения западные методы оценки кредитоспособности заёмщика, основанные на формальных моделях и использованием как количественных, так и качественных характеристик.
Модель Альтмана.
Отмеченный подход, разработанный в 1968 г. Эдвардом Альтманом, был применен им самим в том же году применительно к экономике США. В результате появился индекс кредитоспособности (index of creditworthiness), называемый Z-счет [12, с.313]:
Z-счет = 1,2К1 + 1,4К2 + 3,3К3 + 0,6К4 + 1,0К5
где: К1 = собственный оборотный капитал / сумма активов;
К2 = нераспределенная прибыль / сумма активов;
К3 = прибыль до уплаты процентов / сумма активов;
К4 = рыночная стоимость собственного капитала / заемный капитал;
К5 = объем продаж / сумма активов.
При определенном значении данных коэффициентов рассчитывается вероятность банкротства предприятия. Это делается путем отнесения полученной величины Z-счета к определенному интервалу значений.
Еще по теме:
Оценка банковского риска и распределения ресурсов банка
как путь оптимизации выбора кредитоспособных клиентов
Деятельность банков в условиях рыночной экономики неизбежно связана с риском. Поэтому в банковском деле большое внимание уделяется проблеме оценки уровня риска, которым сопровождаются различные банковские операции. Данная проблема имеет экономический и юридический аспекты. Экономический (или финанс ...
Основные виды бюрократических организационных структур банка
банк коммерческий счет бюрократический Правильно выбранная внутренняя организационная структура банка, своевременная ее трансформация в соответствии с меняющимися обстоятельствами — важные, строго обязательные условия реализации банком своей стратегии и планов, его эффективной деятельности сегодня ...
Эволюция форм оптовой торговли и появление товарных бирж
Товарная биржа как продукт развития рынка, рыночных отношений прошла длительный путь. Формы биржевой торговли, имея ряд общих организационных черт, вместе с тем постоянно изменялись, приспосабливались к потребностям экономики. Появлялись новые функции, преобразовывался характер сделок, происходил ...