Некоторые пояснения по поводу выдвинутого тезиса следует дать с позиции теории объекта правоотношения, разделяемой многими учеными. По мнению В.А. Тархова, объектами гражданских правоотношений, т.е. благами, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения, могут быть вещи, действия (бездействие) и нематериальные блага[25]. Объектами относительных гражданских прав, продолжает автор, которые могут быть осуществлены лишь при определенном поведении обязанных лиц, «всегда являются действия этих лиц. В тех случаях, когда действия должников направлены на передачу вещей, эти вещи называются предметом договора. Например, объектом договора купли-продажи выступают действия продавца по передаче вещи, а предметом договора - продаваемая вещь (ст. 454 ГК РФ). Если действия должника не связаны с передачей вещи, то они носят название работы или услуги». Данная позиция поддерживается и в трудах других ученых, которые при рассмотрении различных видов договоров разделяют объект первого рода (действия) и объект второго рода (товар, работу или услугу)[26]. Представляется, что при таком подходе услуга как «действие» охватывает не «все виды обязательств», как считает А.И. Худяков, а только обязательства по оказанию услуг, так как эти действия не связаны с передачей товара или выполнением работ.
Еще один довод А.И. Худякова заключается в том, что «в узком, или специальном, своем значении, которое применяется в гражданском праве, к услугам относятся лишь те услуги, которые носят нематериальный характер». С этим трудно спорить, но и не нужно, так как страховая услуга является нематериальным благом. М.Я. Шиминова отмечает, что «наиболее распространенным является мнение, согласно которому под услугой понимается деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных потребностей, создание определенных удобств для граждан и организаций, результат которой не имеет овеществленного выражения. Полагаем, что деятельность страховых организаций вполне подпадает под такое определение»[27].
Н.В. Корнилова также считает, что «деятельность страховой организации - это деятельность, не связанная с созданием материальных благ»[28]. Следовательно, и третий аргумент предложенной концепции также несостоятелен. В завершение своих рассуждений А.И. Худяков делает вывод, что «в процессе осуществления страхования страховщик оказывает страхователю не услугу, а осуществляет его страховую защиту, которая материализуется в выплате страхового возмещения или страховой суммы». В связи с этим следует обратить внимание на следующее. Объясняя смысл теории страховой защиты, автором которой является сам А.И. Худяков, исследователь поясняет: «Страховая защита реализуется в рамках конкретного правоотношения, где страховщик оказывает за обусловленную плату страхователю или иному назначенному им лицу услугу в виде страховой защиты. Страховую защиту нельзя сводить к страховой выплате. Страхователь платит не за страховое возмещение или страховую сумму, которую неизвестно, получит он или нет. В равной мере страховая защита еще не есть возмещение убытков (при имущественном страховании) или вреда (при личном страховании), причиненных страховым случаем».
Возникает вопрос: в каком случае позиция автора более обоснованна? Думается, что в последнем. На наш взгляд, следуя теории страховой защиты, вполне обоснованно считать, что страховая услуга - это услуга по социальной защите, и аргументы, приводимые А.И. Худяковым о том, что «страховая защита имеет три аспекта: юридический, материальный и психологический», являются подтверждением того, что страховая услуга - это специфическая услуга особого рода.
Еще по теме:
Организация карточного платежного оборота в США
платежный оборот банковский карта Для изучения тенденций и перспектив развития платежного оборота на базе банковских карт в Казахстане невозможно ограничиться только казахстанским опытом построения платежных систем. В связи с этим особое значение приобретает изучение платежных систем зарубежных стр ...
Анализ деятельности АО «Темирбанк»
В течение 2009 года ожидание структурных преобразований в результате продажи государственного пакета акций Национального Банка Казахстана обусловили снижение темпов развития основных направлений бизнеса АО «Темирбанк». Консолидированный бухгалтерский баланс на конец 2008 года представлен в таблице ...
Анализ развития депозитных операций коммерческих банков Казахстана
На сегодняшний день – АО Банк ТуранАлем наиболее динамично развивающийся банк Республики Казахстан. По итогам минувшего года он признан одним из лучших банков на территории всего СНГ. История создания акционерного общества "Банк ТуранАлем" начинается с 15 октября 1925 года, когда решением ...