Юридический аспект этой услуги выражается в наличии страхового обязательства, который включает в себя обязанность страховщика провести страховые и иные выплаты при наступлении обстоятельств (юридических фактов), с которыми закон или договор связывают возникновение у страховщика обязанности произвести такие выплаты (в частности, наступление страхового случая). Материальный - находит свое выражение во всякого рода выплатах, которые производит страховщик при наступлении страхового случая. Психологический - в достижении страхователем чувства защищенности от превратности судьбы. А.И. Худяков поясняет: «И это ощущение защищенности, приобретаемое вместе с заключением договора страхования, имеет самостоятельную ценность, входит в стоимость как самого страхования, так и платы за него. При этом страхователь, заключая договор страхования и выплачивая страховщику страховую премию, заведомо знает, что страховой случай может не произойти и никаких страховых выплат ему получать не придется. Но тем не менее он идет на заключение этого договора, вовсе не считая, что деньги могут быть израсходованы впустую, потому что чувство покоя и уверенности в завтрашнем дне имеет для него самостоятельную ценность»[29].
В своем исследовании Т.М. Рассолова приходит к выводу, что «страховая услуга представляет собой товар, не являющийся материальным продуктом и отражающий результат взаимоотношений страховщика со страхователями по удовлетворению их запросов. Она имеет количественные и качественные параметры. Это объем услуги, определяемый размером страховой суммы, и цена услуги, отражаемая в тарифной брутто-ставке»[30]. К этому же выводу приходит и А.И. Худяков, однако, не желая признавать страховую защиту гражданско-правовой услугой. По его мнению, страховая защита имеет все атрибуты товара (как экономической категории), включая наличие рыночной меновой и потребительской стоимости. А это есть не что иное, как определение услуги в социально-экономическом аспекте[31].
Еще на что хотелось бы обратить внимание в дискуссии по поводу страховой услуги как объекта гражданских прав это на страховой (имущественный) интерес как новый, не поименованный в ст. 128 ГК РФ объект гражданских прав. Страховой интерес - это интерес страхователя в получении услуги по страховой защите. Г.Ф. Шершеневич понимал под объектом права все то, что может служить средством осуществления интересов, к которым он относил: а) вещь, т.е. предметы материального мира; б) действие других лиц, состоящее в передаче вещи, в личных услугах, в предложении своей рабочей силы[32]. Так, может быть, средством удовлетворения страхового интереса служат действия об оказании страховой услуги, и стоит ли в этом случае вносить изменение в ст. 128 ГК РФ? Думается, что нет.
Таким образом, представляется, что наиболее убедительной является позиция, в соответствии с которой страховая услуга представляет собой услугу по страховой защите граждан и организаций, услугу особого рода, которую страховщик оказывает страхователю и которая воплощается в несении страхового риска в пределах страховой суммы.
Вместе с тем следует также ответить на вопрос, все ли услуги по страховой защите следует считать социально-страховыми услугами, опосредуемыми договорами страхования. Очевидно, нет. Принимая во внимание наше определение социальной услуги, связанное с идеей социального содействия[33] как объекта гражданских прав в том, что она оказывается лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, т.е. в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека, следует сделать предположение, что данные отношения могут возникнуть только в определенных случаях, имеющих в страховом праве название «страховые случаи». Представляется, что с учетом особого субъектного состава отношений перечень этих страховых случаев определен в ст. 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». К ним относятся: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание; 4) материнство; 5) инвалидность; 6) наступление старости; 7) потеря кормильца; 8) признание безработным; 9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Еще по теме:
Проблемы функционирования банковской системы России
1998 г. стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансовый кризис нанес серьезный удар по устойчивости банков. Значительные потери прослеживаются по всем основным параметрам их деятельности. За август – декабрь 1998 г. капиталы банков сократились на 31 млрд. руб., или на 30%. ...
Кредитование заемщиков и порядок подготовки и прохождения документов при
предоставлении банковской ссуды
Предоставление краткосрочных ссуд осуществляется банками, имеющими официальный статус, который определятся разрешением НацБанка Республики Казахстан на открытие банка и наличием лицензии на проведение банковских операций. Кредитование производится в соответствии с законами Республики Казахстан «О Н ...
Эффективность предлагаемых мероприятий
по государственному регулированию страхования государственного имущества
Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность. ...